[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]
  • 24Май

    Думы о главном

    С Максимом я познакомился в Петрозаводске в 2002 году, когда он приезжал на первую встречу сторонников ШСД. Уже тогда он мне запомнился, как человек мыслящий и весьма самостоятельный, хотя мы не много разговаривали вдвоем.

    Потом был период нашей переписки, иногда весьма не лицеприятной со стороны Максима. Но надо отдать ему должное, он быстро во всем разобрался и с тех пор между нами возникли добрые человеческие отношения. По мере желания Максим мне пишет и мы обсуждаем с ним наши планы.

    В начале марта этого года он прислал мне свою статью "На пути к метаобразованию" и я сразу предложил ему широкомасштабно ее опубликовать с некоторыми уточнениями, в т.ч. и в моей рассылке. Но Максим решил несколько повременить и за это время подготовить почву для ее выхода. Теперь вся предварительная работа Максимом проведена и время публикации его статьи настало.

    Что могу сказать вам, мои читатели, по поводу этой статьи? Только одно: Я почти во всем согласен с Максимом. А мелочи, которые можно было бы и уточнить, сути его дум о главном в жизни людей и сути его выводов не меняют.

    Всех моих читателей прошу самым серьезным образом прочесть эту статью с чувством, толком и расстановкой и… в перерывами на обдумывание. Не спешите, читайте ее по частям, которые определил Максим, и соотнесите все, о чем он говорит, со своей жизнью.

    Так же не лишним будет, если Вы еще раз прочтете мои рассылки "Апокалипсис. Да или нет?" Статья Максима и эти моирассылки по сути своей об одном и том же: О том что есть. О том, почему так произошло. И о том, что нужно делать нам людям, думающим самостоятельно, чтобы этой великой беды избежать.

    Всем желаю сотворения своего светлого и гармоничного образа будущего и успешно его достигнуть. И передаю слово Максиму. А Босой — это его псевдоним, ибо он с некоторых пор очень любит ходить босиком. Почему? Читайте и поймете.

    Максим Босой

    На пути к метаобразованию

    1. Катастрофа


    Никакое сознательное движение вперёд невозможно
    без понимания несовершенства той стадии,
    на которой находишься…

    Даниил Андреев


    Часто бывает так, что если кто-либо желает обрисовать неутешительное положение дел в какой-либо области, он начинает свою статью безжалостными и упрямыми цифрами статистики. Чтобы враз прижать читателя к стенке, не оставив ни одного шанса на сопротивление.

    Но есть и другой способ узнать правду о себе и о жизни вокруг, хотя не всякий готов его осилить. Нужно просто представить себе свой последний в жизни день и посмотреть вокруг открытыми очами. Всё ли так, как хотел? А того ли хотел? А стоило ли затевать?

    Конечно, стоило! Жизнь вообще прекрасна, есть что вспомнить. …Как бежал босоногим пацаном по нагретой пыли деревенской дороги, а за деревней – золотое поле подсолнухов, до самого горизонта. И бездонное синее небо над головой, и звенящая от полуденного зноя тишина… Рай!

    А встреча с любимой? А первое слово сына или дочки?… Хороша бывает жизнь, и всякому есть, чему порадоваться…

    Но от того особенно больно бывает смотреть, как пропадает часто русский человек. Пропадает зазря. Суетится, крутится, вертится, а жизнь – р-раз! – и прошла она, жизнь-то…

    Почему так бывает? И можно ли по-другому? Лучше, полнее, осмысленнее – счастливее, другим словом.

    А может нормально всё у нас в жизни? – Нет, не нормально, просто глаза замылились и не видят. Говорят, рожденный в клетке её не замечает. Так и мы.

    Вот приведу я вам несколько примеров из своей жизни, а вы там себя и узнаете. Ведь таких, как я, в России – миллионы. Молодых дураков, большинство из которых к старости так ума и не наживают. Глупо живут и помирают, многого не поняв…

    Не успел я родиться, как захворал. Да так всё детство и юность проболел ангинами и простудами. Таблеток съел на три жизни вперед. Чем больше меня лечили врачи, тем более хилым я становился. Родители всю любовь мне отдавали и заботу, а сделать ничего не могли. Мешало невежество, да слепая веру в медицину: чуть что – сразу к доктору.

    И только намного позже, повзрослев, я начал понимать, что для здоровья нужны настолько простые вещи, что даже стыдно об этом взрослым людям говорить. Солнце, воздух, вода. Простая еда, легкая одежда, физическая активность. Чувство меры, добродушие. Вот и всё.

    И понял я, что застрял наш брат в гиблом и топком болоте невежества, и что цепкие клещи фарминдустрии крепко-накрепко держат его. Многомиллиардные барыши зарабатывают некоторые на дремучести нашей и несусветной глупости. Болезни наши выгодны им. И длинные очереди в аптеках и у докторских дверей лучше всяких статистик говорят, как глуп еще наш народ, ленив умом и доверчив. Прозревают лишь немногие из тех, от кого врачи уже отказались и отправили умирать. М-да…

    Узнаёте здесь себя? Или своего соседа, брата, друга?

    До школы я был, как и все дети, невероятно талантлив. Рисовал, лепил, стихи заучивал с лёгкостью и цепкостью, соображал, придумывал, изобретал…

    Учился в школе я нормально, никто меня не обижал – грех на это жаловаться. Но с каждым годом учиться становилось всё скучнее, а закончил я школу, потеряв интерес ко всем предметам абсолютно. Прошло очень много лет прежде, чем я опять почувствовал тягу к познанию окружающего мира, к занятиям литературой, языком, историей и даже точными науками.

    Нужно ли говорить, что теперь почти всё приходится осваивать с полного нуля, так как я не помню 90% того, что "проходил" в школе. А из того, что помню, почти ничего не применял в жизни. Умею читать, писать, считать, но стоило ли это десяти лет? :)

    Узнаёте себя? Ещё бы…

    Школу закончил с лёгким чувством растерянности. Не был я тем ребенком, которые уже в пять лет знают, что хотят стать космонавтом или футболистом, или шофером. Поступать было всё равно куда, а о том, чтобы не поступать вопрос тогда не стоял. Мол, как без диплома-то? Да и в армию идти совсем не хотелось. Чиновникам я ничего не должен, а родину, если потребуется, я и так защитю. По-своему. Потому что знаю, что это такое на самом деле: Родина, родная земля, родной дом…

    Ко второму курсу университета понял, что специальность моя не для меня, а куда деваться – не знал. Везде всё одинаково. И вот, диплом мой валяется на полке, а из тридцати человек мой группы почти никто не работает по специальности.

    Узнаёте себя? Нас таких – миллионы!

    После института я проработал четыре года в одной крупной конторе, имел прекрасные перспективы, но так и не смог ответить на вопрос: зачем я сижу каждый день с 9 до 18 за своим столом и делаю то, к чему не лежит моя душа? Точнее, ответ я знал, но всякий раз отгонял его от себя. Я работал за деньги, за зарплату, а конечный продукт моего труда мало интересовал меня.

    Я был одним из миллионов и миллионов добровольных офисных рабов. Рабов 20-го века.

    Мы часто осуждаем тех бедных женщин, что торгуют своим телом на ночных проспектах, но сами с поразительной легкостью меняем невосполнимые годы своей жизни на гарантированную похлебку и кусок площади. Едва войдя в эту жизнь, мы уже мечтаем о "стабильности" и обеспеченной старости. Мы платим за то, чтобы не думать и не нести ответственности.

    И таким историям нет числа.

    Уволившись с работы я попробовал несколько видов бизнеса, и кое-где уже стали появляться первые результаты. Но довольно скоро понял, что опять наступаю себе на горло и занимаюсь не своим делом. Свободы стало больше, а душа не переставала метаться.

    И таких горе-бизнесменов – заложников собственного бизнеса – целая армия…

    Так происходит по всей нашей необъятной стране, по всему миру. Наверное, это и есть та самая "пестрота жизни", со взлётами и падениями, потерями и приобретениями. Но что-то мне подсказывает, что можно жить по-другому. Умнее. Шире. Счастливее.

    Да и то, что творится с Природой, то, что мы делаем с матерью нашей Землей, превращая с молниеносной быстротой и хищностью живые леса, луга и реки в километровые помойки, – всё это показывает, как запутался человек в своих желаниях и не ведает, что творит.

    И ещё скажу пару слов о том, что обычно называют "преступностью". Здесь, конечно, я тоже не смогу вас чем-либо удивить. Как убивали, грабили, насиловали тыщу или пятьсот лет назад, так делают и поныне. И будут делать в обозримом будущем. О детской жестокости тоже пока говорить не хочу.

    Но хочу спросить: глядя на эти реки крови и страданий, какой вывод может сделать человек 21-го века такой, какой труднее было сделать раньше?

    Я думаю, современному человеку будет легче подвести итоги и признаться самому себе, что все, абсолютно все способы преодоления преступности, применяемые сегодня, не работают. Мы зашли в тупик. Ни доблестная милиция и закон, ни армия обычного типа воспитателей, психологов, идеологов, а уж тем более, политиков, не способны хоть что-то принципиально изменить. Любой, кто борется со следствиями, обречен на неудачу.

    А всё потому, что само фундаментальное образование, то есть то, что должно помогать формированию мировоззрения человека и стоять у истоков нравственного здоровья людей, трещит по швам и находится у порога большущего кризиса.

    Но может быть всё, что я перечислил, ерунда? Перекосы на местах? Или, как говорил Остап Бендер, "неполадки в пробирной палатке"? Нет.

    Это – КАТАСТРОФА!

    Тенденции таковы, что завтра будет еще хуже. Масштабы экологических бедствий увеличиваются. Болезни совершенствуются. Рабство – более утонченное, изощренное – охватывает всех и вся. Цели у людей размыты…

    Поглядим хотя бы на физическое состояние друг друга, ведь это самый простой и наглядный тест. Тело наше нам дано, как инструмент и ближайший помощник нашей души. Мы обязаны содержать его в хорошей форме, кормить, поить, чистить, оздоровлять. И какова бы не была сила нашего духа, но если тело наше болезненно и разбито, мы не многое успеем сделать в этом мире.

    Вспомните образ русского сибиряка в рассказах Василия Шукшина: не мужик, а медведь! не парень, а жеребец! И сравните с образом сегодняшнего "интеллектуала": узкоплечего очкарика. А ведь жизненная сила помещается в теле. Нет бычьего здоровья в теле – нет сил жить и творить.

    Большие цели требуют больших энергозатрат, большущей личной силы. Сегодняшний средний человек сил почти не имеет, поэтому, чувствуя свою слабость, и цели перед собой ставит крохотные, или вообще ни за что почти в жизни не берётся. Не успел родиться, а уж мечтает о сытом "ничегонеделании". А это смерть.

    Говорят также, что раньше крестьянин спину гнул от зари до зари, чтобы семью прокормить. А сейчас разве лучше? Поменял крестьянин плуг на компьютер, но также по 10-12 часов в сутки батрачит, да еще не на себя, а на дяденьку… Вот вам и прогресс!

    И для чего всё? Говорят: чтобы жить. А жить-то для чего???

    Что же делать? В чём причина? С чего начинается эта цепочка дурных последствий?…

    2. Кто виноват?

    Люди родятся невежественными, а не глупыми.
    Глупыми их делает образование.

    Б. Рассел


    Меня однажды до глубины души поразила простая фраза:
    "Самые мудрые люди в государстве занимаются воспитанием детей".

    Всё больше я убеждаюсь в её правоте. Посмотрите по сторонам. Всё, что есть сегодня – плохое или хорошее – всё это уже следствие, сложившаяся ситуация. А причина всего уходит назад во времени.

    Взрослых людей уже не перевоспитать. Нужно затратить усилий в десять раз больше, а результат будет в десять раз меньше. Мировоззрение взрослого человека – самый большой и самый инертный во Вселенной маховик, его очень трудно заставить крутиться в другую сторону.

    А дети и есть наше будущее в буквальном смысле. Как пестуют и чему учат детей сегодня, таков и будет облик страны через 15-30 лет, то есть тогда, когда эти дети повзрослеют.

    Получается, что самый быстрый и эффективный способ изменить мир к лучшему, это перестать его менять внешне. Перестать дёргать за миллионы второстепенных ниточек, а сосредоточится на главном: помочь детям выработать правильное отношение к миру, стать добрее, стать умнее.

    Понятное дело, что для начала нужно самому этому научиться. Я себе такую задачу поставил, а вы? :)

    Давайте поглядим, какой чуждый, искусственный, неразумный мир обрушивается на человечка почти сразу, как появляется он на этой земле.

    Сначала тугие пелёнки. Позже – два или три слоя одежды. В лучшем случае несколько часов в сутки "свежий" воздух на улице. Почти сразу, с года, с двух – взрослая, тяжелая, вредная пища: искусственные каши, пельмени, печенье, лимонад и прочая мертвая материя.

    Как следствия – расстройства желудка, простуды, капризы. Ну и, конечно, моментально идут вход "спасительные" лекарства и микстуры. Ребенок начинает болеть чаще, характером делается капризен. Мамаши сетуют: мол, экология или вирусы, или наследственность. А может просто дремучая глупость? А?

    Идем далее. Улюлюканье, сюсюканье и потакание каждому желанию ребенка – это чуть ли не святая азбука для всех горе-родителей. Немного такой дрессировки, и ребенок быстро смекает, что с помощью плача или писка можно мамой умело управлять и получать почти всё. Проходит время, ребенок уже умеет закатывать истерики в защиту любых своих желаний. Бестолковые родители начинают покрикивать на него и вконец усложняют дело. Редкость, скажете? – Сплошь и рядом!

    Далее, вместе со школьными годами, начинается бум секций и кружков. Глупые мамаши и папаши отдают своих отпрысков чуть ли не в десяток секций. Мол, пусть лучше заняты будут всё время, чем по улице зря шататься. И вообще, сами родители не замечают, как принимаются лепить из этого податливого материала свой идеал. Лепят то, что не смогли сделать с собой. А почему сами-то не смогли? – спрашиваешь. – Та-а-а… так.

    И идет бешеным темпом развитие у ребенка разных "способностей". А как же способности дружить, заботиться, прощать? Ведь это поважнее будет, не так ли? И этому лучше родителей никто не научит. Но родителям некогда. А многие родители и сами не умеют. Говорят детям одно, а поступают часто совсем не по "книжному". Глупо, примитивно, неблагородно. В общем, "как все"…

    Хорошо известно, что преступники – люди ожесточенные и агрессивные – это в основном те, которые недополучили в детстве и юности элементарной родительской любви. Те, кого недолюбили, недоласкали. Не обогрели своим теплом и заботой.

    Так вот если вообразить школу, в которой на протяжении десяти лет изучают всего один "предмет" – умение любить, дружить и прощать, то эта школа сделает для человечества больше, чем тысячи стандартных образовательных учреждений…

    А теперь, дорогой читатель, на нашем операционном столе школьная десятилетка. На мой взгляд, у больного всё очень и очень запущено, хоть и не берись лечить вовсе. Нужна ли школа? Конечно! Вопрос какая…

    Но тут я хочу отступить немного в сторону и открыть вам страшную тайну.

    Оказывается, слово "Образование" происходит от слова "Образ". Образовать значит привести в соответствие с неким Образом. Чувствуете, что за этим прекрасным словом стоит целостность, красота, жизнь? Есть фраза: "По образу и подобию…"

    Сегодняшнее общее и профессиональное образование впору толковать от другого слова и писать через "е". Обрезование, то есть от слова "обрезать", накрошить. Короче говоря, без-Образие!

    Нет сегодня ни у кого, начиная с министра образования и заканчивая последним школьным учителем, ясного и четкого понимания, для чего нужны педагоги и школы, нет у них перед глазами цельного образа, в соответствии с которым они хотят детей образовывать и обучать. Отсюда все идет вверх ногами.

    И тупые, перегруженные программы. И ориентация на механическое запоминание, а не на понимание сути явлений. И подход без учета индивидуальности, а точнее, вообще никакого подхода. И отрыв от реалий жизни. И отрыв от этики и Бога…

    Как тут не удивиться вслед за Эйнштейном: "Это просто чудо, что любознательность выживает при формальном образовании."

    Вот и заканчивают дети школу, отбыв срок от звонка до звонка, с расшатанным здоровьем, с потухшими, какими-то взрослыми, уставшими глазами. А впереди – очередной "этап", институт.

    Казалось бы, если очевидно, что КПД школы чрезвычайно низок, и это видно невооруженным глазом без всяких аналитических отчетов, то почему ничего не меняется? Ведь не разумно же, глупо всё?

    Но вот вам и еще одна простая и страшная тайна. Оказывается, цели развития гармоничной личности официальная школа не ставит! Если была бы она, конкретно очерченная цель, то на неё можно было бы заранее посмотреть, потрогать, взвесить. Показать всему миру образец. Дескать вот он, конкретный идеал-образ человека, которого в школе готовят. А его вроде бы и нет…

    Но может ли так статься, чтобы цели вообще не было? Не может!

    И как не прискорбно об этом говорить, к стыду и совести настоящих и будущих родителей, но школы мы используем вот для чего. Во-первых, мы сдаем туда своих детей, как сдают в камеру хранения тяжелый и неудобный багаж, чтобы развязать себе руки. Чтобы заняться своими делами, а на собственных детей у нас времени нет.

    Вы скажете, что для того, чтобы детей одеть, прокормить и образовать, родителям приходится уходить из дома на работу. Но я пока не об этом. Я о том, что мы снимаем с себя ответственность за наших собственных детей. Мы ругаем формальное образование, но сами часто относимся к проблемам и чаяниям наших детей также формально. Как дела в школе? Уроки сделал? Ну и ладно!

    Если вы сами, потратив 10-15 лет на стандартное образование и получив при этом сомнительный результат, который этих лет совсем не стоит, теперь определяете на такой же неэффективный путь своих детей, то это значит, что вы их попросту сплавляете! С рук долой!

    И не нужны для истинного образования никакие дорогие элитные школы: там часто маразма еще больше, только завёрнуто всё в более привлекательную и "цивильную" упаковочку.

    Для того, чтобы помочь своим детям, надо суметь отказаться всего от нескольких шаблонов, и сделать хотя бы несколько гребков против течения, то есть поплыть не туда, куда плывет большинство. Вот.

    А во-вторых, школы нам нужны, чтобы дети получали аттестаты – бумажки в необозримой череде других бумажек, которые навязаны сегодня всему народонаселению. Навязаны для участия в глупой игре с гусударством на его же поле и по его же правилам.

    Аттестат нужен, чтобы был диплом. Диплом – чтобы РАБота. Работа – чтобы пенсия. Пенсия – чтобы гарантированное место на кладбище. Вот и вся колея. А качество? А смысл? – Извините, об этом не договаривались!

    Вот мы и подходим к истинному смыслу государственного образования. Любой власти позарез нужны послушные, выдрессированные, соответствующие государственной идеологии люди-роботы, необходимые для обслуживания элиты общества. Элиты, которая учит своих детей совсем в других школах и живет иначе. Хотя и они по большому счету – слепые вожди слепых.

    Скажите сонному большинству о том, например, что ребенка своего в школу не отдадите. И посмотрите на реакцию. Это настолько выходит за рамки очерченного привычного шаблона, что первое время люди буду в ступоре, а потом вас заклюют. Как это – сам дашь образование? Ты это, брат, не крути… А без диплома как? Что значит "свое дело" и "своим умом"? Никто так не делает, а значит, ты не прав. – Вот и вся логика…

    И скажите об этом же чиновникам. Да на вас посмотрят как на преступника!

    Многие люди подобны колбасам: чем их начинят, то и носят в себе. Прутков

    Чтобы там не говорили, но государственная власть держится и всегда будет держаться на насилии. На силе закона, силе оружия, силе нужды, силе удовольствий. И государственная средняя и высшая школа – это в первую очередь один из инструментов управления толпой. Свободомыслие на Руси всегда выживало не благодаря, а вопреки официальному образованию.

    А как же частные школы? – возразите вы. Ведь они должны меньше зависеть от государственных стандартов. Но тут нас ждёт такая же безрадостная картина.

    Если пока не брать к рассмотрению единичные экспериментальные школы, которые совсем не похожи на типичные учебные заведения, то мы увидим, что в сфере частного образования ситуация ни чуть не лучше. Несмотря на свою относительную финансовую самостоятельность и относительную свободу от государственных стандартов, частные школы штампуют образованщину на тот же манер, что и государственные. Ведь хозяева частных школ "дышат тем же воздухом", исповедуют ту же систему ущербных жизненных ценностей. Кроме того, частное образование – это хороший бизнес, в котором яркая и привлекательная обёртка всегда важнее содержания.

    Итак, заканчивая мысль, можно сказать, что цель у нынешнего образования есть, но цель эта во многом злонамеренная и от большинства обывателей скрыта.

    Это не значит, конечно, что злые дяденьки и тётеньки во власти с кристальной ясностью и пониманием творят недобро.

    Подмена целей и снижение ценностей происходит во всем мире и во всех сферах. Такое ощущение, что кто-то грозный, невидимый, но власть имеющий, мощно проявляющий себя как в жизни отдельных людей, так и в общих принципах жизнеустройства, намеренно развенчивает идеалы, путает дороги, затемняет сознания и ожесточает сердца…

    Но всему этому можно противостоять, и некоторые люди выходят победителями в этой борьбе. Сначала прозревают сами. Потом помогают понять своим детям.

    И самое первое звено во всей этой цепочке определяется тем, как лично ты смотришь на мир, то есть какое у тебя мировоззрение, и как ты помогаешь сделать своему ребенку первые в этом мире шаги.

    Всё, что происходит сегодня плохого и гибельного, определяется по большей части черствостью нашей души, нашим невежеством и нашей неспособностью мыслить самостоятельно. Но откуда происходят сами эти пороки? Да всё оттуда же: старательно передаются из поколения в поколение…

    Итак, если не лезть пока в метафизическую глубь, то можно утвердительно сказать, что многие личные и глобальные проблемы – это следствия ущербного воспитания и образования. Значит именно в эту область надо обратить самое пристальное своё внимание.

    Попробуем сформулировать основные проблемы современного образования, или, точнее выражаясь, обрезования :)

    1. Плоская, ущербная картина мира, то есть слепота и невежество.
    2. Нацеленность не на понимание сути явлений, а на механическое запоминание разрозненных сведений.
    3. Отсутствие цельного Образа-идеала.
    4. Оторванность идеалов от Бога и совести.

    Вообще-то четвёртый пункт и есть самый главный, а всё остальное следствия. Но он и самый трудный, а точнее, самый "спорный". В том смысле, что спорят о нём много :)

    Я нарочно не писал про оторванность образования от "этики, морали, нравственности", а упомянул именно Бога. Для меня не секрет, что Бог существует, и тратить время на бесполезное доказывание этого факта я считаю лишним. Справедливо также говорить о совести, так как совесть есть не что иное, как голос Бога в нашей душе.

    Становится очевидным, что пришла пора нащупывать принципиально новые подходы и к познанию окружающего мира, и к познанию человека, и к воспитанию и образованию друг друга.

    Также очевидно, что в центре этого нового мироотношения и новой педагогики должны стоять только сущностные вопросы. Как устроена Вселенная? Как устроен человек? В чем смысл жизни? Откуда зло и страдания? Что после смерти? Что в будущем? Что такое счастье и каков путь к нему?

    В этой главе с мирным названием "Кто виноват?" :) мы попытались сформулировать главную нашу проблему. А теперь попробуем наметить основные черты нового фундаментального образования и тем самым ответить на второй исконно русский вопрос: "Что делать?"

    3. Что делать?


    В меру своего понимания ты работаешь на себя,
    В меру своего непонимания – на тех,
    кто понимает больше.

    Народная мудрость

    Слово "образование" потеряло свой первоначальный смысл, так как под этим часто понимают не ОБРАЗование, а "просиживание" некоего курса в некоем заведении с целью получения бумажки-диплома.

    Сегодняшнее образование делает человека зависимым от целого ряда вещей. Истинное же образование делает человека свободнее и в мыслях, и в поступках. Оно сравнимо с тем, как взрослый человек обучает ребенка сначала самостоятельно ходить – это начальное образование, а затем выбирать правильную дорогу – это уже общее образование.

    А выбирать дорогу невозможно, не ответив на главные в этой жизни вопросы. Каковы правила движения или как устроен этот мир? Каков пункт назначения или, другими словами, какая у жизни цель? Каков может быть путь?

    Формальное образование призвано отучить человека думать самостоятельно и озабочено только тем, как эффективнее нафаршировать ему мозги.

    Некоторые дети имеют привычку мыслить – одна из целей образования состоит в том, чтобы избавить их от неё. Рассел

    Считается, что чем больше так называемых "знаний" получит человек, тем лучше. Но не ясно, зачем ему столько и для чего? Как применить это в жизни? Как отличить полезное от хлама? Правильное от неправильного?

    Образование породило огромное число людей, умеющих читать, но не умеющих отличить то, что достойно чтения. Д. Тревельян

    Но главное, общепринятое образование бессильно помочь человеку в ответе на важнейшие вопросы о жизни и смерти, о добре и зле. Оно уводит человека всё дальше и дальше от понимания законов мира и понимания своего предназначения.

    Попробую дать несколько взаимодополняющих определений того нового подхода к человеку, к миру и к обучению, который я привык называть метаобразованием.

    Метаобразование – деятельная помощь человеку в создании целостной картины мира и гармоничного образа жизни.

    Метаобразование – общее и профессиональное образование с учетом знаний о Боге, многослойной Вселенной, разноматериальной структуре человека, борьбе добра и зла.

    Метаобразование – религиозно-нравственное воспитание и образование человека, содержанием жизни которого становится Бого-сотворчество, то есть жизнь и творчество во имя любви к Богу и миру.

    Стандартное образование во всем опирается на медлительную официальную науку, а потому наследует её ограниченность. С одной стороны, такая осторожность необходима, так как нельзя помещать в школьные учебники всё подряд, не выработав более-менее универсальные критерии, позволяющие отличать истинное от ложного. Но, с другой стороны, нет абсолютно никаких оснований утверждать, что официальная наука, да и научный метод познания вообще, лучше всех прочих методов отражают и объясняют мир и помогают его совершенствованию. Скорее наоборот.

    Не говоря уж о том, что школьные учебники и программы часто отстают от последних научных открытий и теорий на много лет, сама наука топчется на месте. Ученые до сих пор не пришли к единым и сколько-нибудь ясным толкованиям таких базовых понятий, как материя, энергия, пространство, время, жизнь, эволюция.

    Наука только начинает обращать своё внимание на сверхспособности человека, на его тонкоматериальные тела, на существование иномерной реальности и т. п., то есть на всё то, что давно уже известно человечеству посредством интуитивно-религиозных откровений.

    Но самое главное, наука и техника не способны решить нависшие над человечеством глобальные проблемы, так как именно отрыв науки от высокой этики во многом все эти проблемы порождает.
    Вспомним, что почти каждое техническое изобретение человечества бьет по нам самим.

    Для того, чтобы решить все эти проблемы, необходимо взглянуть на мир, как на единое целое, то есть подняться на такую высоту восприятия, где материальное неотделимо от духовного, а наука и религия не противоречат, а дополняют друг друга.

    Прежде, чем я прикоснусь к тем Образам-идеалам, на которые будет нацелено метаобразование, имеет смысл уточнить цель самой статьи. Я пишу всё это не для того, чтобы пытаться как-то "скорректировать" уже существующее официальное образование. Всё это дело бесполезное, даже если предположить, что подобные статьи будут прочитаны и поняты высшими чиновниками. К сожалению, "диалог" с гусударством здесь не сулит ничего хорошего, ибо свободные в мыслях и поступках люди находятся не в его интересах.

    Моя статья – это попытка найти единомышленников и людей, близких по духу, чтобы, сначала в кругу своих семей и в кругу коллег и профессионалов, а затем и в стенах учебного заведения нового типа преуспеть в реализации того универсального подхода к жизни и к обучению, который я здесь называю словом метаобразование.

    Большая часть мыслей, изложенных здесь, не принадлежит лично мне. Многие мысли просто "витают в воздухе". Но основные положения, о которых пойдет речь ниже, опираются по большей части на духовный опыт одного человека, которому я доверяю полностью.

    Речь идет о русском поэте, мыслителе и духовидце середины 20-го столетия Данииле Леонидовиче Андрееве. Его "Роза Мира" насыщена настолько поразительными, грандиозными и всеохватывающими прозрениями об устройстве Вселенной и жизни человечества, что уже более десяти лет не перестает быть предметом моих раздумий и переживаний. При попытке как-то определить и соизмерить силу, красоту и масштаб изложенного Андреевым опыта, я захожу в тупик, так как сравнивать оказывается не с чем.

    Даниил Андреев говорил, в частности, о воспитании человека облагороженного образа, и тема нового образования занимает в изложенной им концепции одно из ключевых мест. Но я здесь не буду заниматься цитированием. Не буду также пытаться составить некий Идеал человека механическим складыванием наиболее положительных качеств людей. Всякий родитель, который искренне желает видеть своего ребенка настоящим Человеком, без труда вообразит этот желанный образ. Там будут и доброта, и честность, и мужество, и воля, и чуткость, и жизнерадостность и множество других прекрасных человеческих черт.

    Я же позволю себе выделить всего два главных качества настоящего человека, без которых все остальные становятся невозможными.

    К идеалу-образу человека


    Как-то Владимира Высоцкого попросили назвать самую, с его точки зрения, низменную и отрицательную черту характера. Немного помедлив, он ответил: жадность! Меня тогда это удивило. Мне казалось, что на свете есть куда более паршивые качества.

    И только через много лет, и, в сущности, совсем недавно, я понял, насколько Владимир Семенович был прав. Жадность – это проявленный эгоизм, желание тянуть к себе, желание подмять под себя весь мир. Отсюда – все остальные грехи и пороки.

    Любопытно будет отметить, что, например, ревность – это жадность к любимому человеку, эгоизм – это жадность к себе, гордыня и тщеславие – жадность к своим способностям, спешка – жадность ко времени и к желаниям и т.д.

    Противоположностью жадности является доброта. Доброта – это проявленная Любовь. Если жадность корыстна и тянет на себя, то доброта корысти не имеет и только отдает.

    Быть добрым – это значит помогать кому-либо в преодолении жизненных трудностей просто потому, что хочется помогать. Не ожидая ничего взамен. Бескорыстно. Просто от избытка своих сил и любви к миру. Помогать так, как мы помогаем своим детям, просто потому, что мы их любим.

    Итак, доброта и добродетель – самое главное в жизни качество, всё остальное вторично. Получается, что смысл жизни прост: стань добрым человеком и помоги своим детям стать такими же.

    Стать добрым и добродетельным очень просто. Это качество заложено в нас самим Богом, и надо просто не мешать ребёнку проявлять доброту вовне. Просто не мешать. И ребёнку понравится быть добрым и чутким, у него будут сама потребность в доброте и заботе.

    Современное "уличное" и школьное образование вмешивается в этот процесс, и ростки врождённой доброты часто погибают под грузом наносных, более "жизненных" качеств.

    Бытует мнение, что доброта есть удел некоего идеального мира, а в нашем мире, чтобы не пропасть, надо "работать локтями". Ничего подобного! Агрессивные люди обречены на проблемы, а их род – на вымирание. Это, как говорил тот же Остап Бендер, "научно-медицинский факт". Истинно же счастливые люди, люди, многого в жизни добившиеся, всегда добродушны и добродеятельны. Они привыкли отдавать, а потому получают еще больше.

    Вторым, наиважнейшим качеством является присущее нам с рожденья и вложенное в нас Богом творческое начало. Желание вносить в любой труд и в любую деятельность творчество, изобретательность, новизну.

    По чьему-то дурному умыслу творцами принято считать только представителей так называемых "творческих профессий": художников, музыкантов, писателей, режиссеров…

    Но творческое отношение к собственной жизни – это не прихоть наша и даже не наше право, это наш жизненный долг, наше долженствование.

    Быть творцом в жизни – это, как поет Макаревич, "не прогибаться под изменчивый мир", это деятельно менять его и совершенствовать. Быть хозяином своей жизни, а не жертвой обстоятельств. Быть производителем и создателем чего-то нового, а не потребителем только и паразитом.

    Даниил Андреев говорил о Богосотворчестве как высшей цели абсолютно всех существ во Вселенной: от одухотворённых элементарных частиц до властителей звёздных архипелагов…

    Богосотворчество – это любое творчество и вообще любая жизненная деятельность, которая совершается просто из любви к Богу и любви к миру.

    Новое образование будет способствовать развитию в детях самой потребности в творческом отношении к собственной жизни и к миру. А когда есть потребность, внешние принуждения не нужны.

    Обыватели часто сетуют, что им "не до творчества", ибо "такова жизнь" и рутина, дескать, заела. Но они путают причину и следствие. Именно потому их жизнь часто убога и однообразна, что когда-то, ещё в молодости, они изменили самим себе и наступили себе на горло.

    Они пошли по изведанному пути, где "синица в руках" и где "всё как у людей". Они сами, добровольно, осознанно, делая совсем не то, к чему лежит душа, похоронили детские мечты и чаяния под толстым слоем рутины…

    Я бы мог назвать имена нескольких человек, кроме, конечно, моих родителей, которые оказали на меня самое благотворное влияние, не смотря на то, что мы не встречались и не могли встретиться. Без всяких натяжек я считаю их собственными учителями жизни. Но у каждого свои учителя и свои помощники. И плохо, если таких людей в вашей жизни не оказалось, ведь все мы учимся на конкретных примерах, ровняемся на конкретные идеалы.

    Легко предположить, что первым таким идеалом и примером для ребёнка должны быть его папа и мама. Позже желательно появление учителя или наставника.

    Самое мощное и определяющее влияние на мою жизнь и судьбу оказали и продолжают оказывать два человека. Это Даниил Андреев и Владимир Высоцкий. В трудные минуты я часто прошу у них помощи, и эта помощь неминуемо следует.

    Появление таких помощников в моей жизни можно назвать судьбоносным


    Ну-с, а теперь самое время перейти к …

    К идеалу-образу жизни.


    Новое образование или метаобразование предполагает новое мировоззрение, но мировоззрение человека есть не что иное, как образ его жизни.

    Мировоззрение человека отражается не в том, что он говорит или пишет, а в том, как он живет, что он делает с утра до вечера и с вечера до утра.

    Каков же он, этот идеал-образ счастливой жизни? Что будут делать люди? О чем хлопотать? В чем видеть своё счастье?

    Нас сейчас на земле около шести миллиардов человек, таких разных, уникальных, непохожих. Но всем нам для счастья нужно одно и то же.

    Я твердо убежден, что счастье – нормальное человеческое счастье – складывается всего из нескольких простых составляющих:

    • Смысл и вера.
    • Свое дело и творчество.
    • Любовь и семья.
    • Здоровье и здравие.
    • Достаток и свобода.

    Вот и всё счастье. И теперь нетрудно представить идеал-образ жизни простой счастливой семьи…

    Они – папа, мама и куча ребятишек – живут на своей земле, в своем просторном и уютном доме среди цветущего сада. Это может быть в толще небольшого, утопающего в зелени города или же на окраине города, на соприкосновении с Природой. А скорее всего, они живут среди самой Природы в зеленом поселке с каким-нибудь добрым и весёлым названием: "Яблочное" или "Березовая роща", или "Изумрудное" :) А рядом с ними – дома и сады их друзей и единомышленников.

    …Какое это удовольствие, выйти поутру из собственного дома, пройти босиком по росистой траве в глубину цветущего, пахнущего пыльцой и мёдом сада, напиться ключевой воды из колодца, сорвать налитое сочное яблоко… Птицы начинают приветливое свое пение. Лес на окраине сада мерно шумит и о чем-то шепчет. Небо над головой синевы сказочной. И облака, такие же пушистые и смешные, как в детстве… Благодать!

    На зеленом холме высится белый храм, красивый и странный, посвященный всем религиям, всем людям на земле, всем живым существам во Вселенной, кто почувствовал реальность Творца, и кто желает жить и творить вместе с Ним…

    Рядом расположена школа, которую и школой трудно назвать. Архитектурный ансамбль – простой, но изящный – вмещающий под своими светлыми сводами и вокруг себя и планетарий, и просторные аудитории, и комнаты для уединенного отдыха и размышлений, и библиотеку, и творческие мастерские, и невиданный доселе мистериал, и много чего ещё…

    Нашему народу не привыкать жить деревней или поселком, а это значит, что будут разрешены проблемы с коммуникацией, занятостью, обучением, производством не хуже, чем решались до этого…

    У меня дух захватывает при размышлениях о том, какую можно устроить жизнь, какие строить дома, храмы, школы. Для того, чтобы обрисовать всё это, я попробую найти особое творческое вдохновение и выразить всё другими литературными и художественными средствами и в других красках…

    В этой же статье имеет смысл упомянуть всего о нескольких принципиальных, главных отличиях новой школы от тех школ, в которых просиживали штаны мы с вами…

    К идеалу-образу школы.


    Обучение в новой школе в силу логики самого метаобразования должно проходить в тесной связи с Природой. Школа не просто должна находиться среди природы, но быть её частью, органично вписываясь в природный ландшафт и будучи неразрывно связанной с жизнью самой природы: флоры и фауны.

    Жизнь сегодняшнего горожанина имеет ущерб, который порождает почти все остальные неудобства, трудности и проблемы. Горожанин 24 часа в сутки находится в неживой, искусственной среде и начинает терять саму потребность в общении с Природой и в естественном образе жизни. Искусственная среда порождает уродливые, извращенные мысли и желания и ускоряет духовное увядание человечества.

    Шаг к Природе – это первый шаг в прямом и переносном смысле, для любого человека и сообщества, движимого желанием изменить свою жизнь к лучшему.

    Разумеется, под общением с Природой я имею в виду не идиотские пирушки с шашлычками, или живодерскую рыбалку и охоту.

    Речь идет о возвращении в Природу, как в родной Дом, и о разностороннем и дружественном общении с ней, развивающем такие качества и способности в человеке, которые называют одухотворенностью и сверхчувствительностью

    … человек постепенно приучается воспринимать шум лесного океана, качание трав, течение облаков и рек, все голоса и движения видимого мира как живое, глубоко осмысленное и к нему дружественное. Будет усиливаться, постепенно охватывая все ночи и дни, чувство, неизменно царящее над сменой других мыслей и чувств: как будто, откидываясь навзничь, опускаешь голову всё ниже и ниже в мерцающую тихим светом, укачивающую глубь – извечную, любящую, родимую. Ощущение ясной отрады, мудрого покоя будет поглощать малейший всплеск суеты …

    … Состояние это заключается в том, что Вселенная – не Земля только, а именно Вселенная – открывается как бы в своём высшем плане, в той божественной духовности, которая её пронизывает и объемлет, снимая все мучительные вопросы о страдании, борьбе и зле … (Даниил Андреев "Роза Мира").

    Второй отличительной особенностью новой педагогики будет то, что все дети, от мала до велика, буквально с первых дней своей жизни будут строить свои игры, свой досуг и свой труд в тесном соприкосновении с миром животных.

    Забота о животных и любовь к ним – это один из самых мощнейших, простых и действенных способов взрастить доброго человека. У детей появится сама потребность в любви и заботе о зверятах, и такой человек, повзрослев, не сможет пройти мимо бездомного животного, не сможет взять в руки ружье или удочку, не захочет употреблять своих друзей в пищу и носить меха. Такой человек не будет знать, что такое черствость души и жестокость к миру.

    Казалось бы, простой шаг: взять своему ребёнку котёнка или собачонка с улицы и научить его заботиться о нём. Но как много этот простой шаг меняет!

    Очередным существенным отличием новой педагогики станет отход от бессмысленного запоминания разнообразных "знаний", пассивно прослушивая некие "курсы". Любой ребенок, научившись читать, способен открыть энциклопедию и найти там описание всего, что ему вздумается.

    Кроме того, наши поколения могут пользоваться таким гениальным изобретением, как интернет :) Товарищ Яндекс говорит, что он может отыскать всё. Так в чем проблема? Какой смысл запоминать впрок и зазубривать? Чтобы разгадывать кроссворды или участвовать в телевизионном шоу?

    Никто ещё не сделался умным или хотя бы образованным человеком, разгадывая кроссворды. Сказал кто-то.

    Стандартная школа, как мы уже знаем, от этого бестолкового зазубривания свой прок имеет. Нет лучшего способа отучить человека мыслить, придумывать и изобретать, чем заставить его тоннами поглощать чужие мысли. Грубо говоря, пока "рот" занят, мозги отдыхают :)

    Но нам то с вами это не нужно, верно? Так что не будем ставить телегу впереди лошади. Запоминание каких-то фактов и рост эрудиции может идти лишь как побочный эффект… чего? Правильно, выработки навыков.

    То есть именно понимание сути проблемы и наработка навыков по её преодолению и составит содержимое процесса обучения. Очевидно, что и старую форму подачи материала надо будет заметно потеснить. Выступление лектора перед студентами, сидящими за партами, останется, но будет занимать небольшую часть учебного времени.

    Одним же из основных способов обучения станет, мне думается, нечто вроде Деятельностных Игр. Там сама жизнь, игровое моделирование, творчество, коллективный мозговой штурм и индивидуальное мышление сплетаются воедино и дают просто взрывной эффект.

    Вообще, само обучение перестанет быть "сидячим" по преимуществу, а будет сопряжено и переплетено с активной физической деятельностью. Как вы думаете, может ли, например, игра в футбол способствовать росту, к примеру, музыкальных способностей? Оказывается, ещё как может!

    В одной из книг Сергея Лазарева я встретил описание интересного эксперимента. Сначала с помощью обыкновенных тестов и вопросов-ответов определяли умственную активность какого-либо человека. Затем ему же обездвиживали руки. Кисти рук замуровывали в гипс так, чтобы он не мог пошевелить ни фалангой. После чего повторяли тестирование, которое показывало замедление умственной деятельности. Человек соображал долго, не мог сосредоточиться и с трудом отвечал на элементарные вопросы.

    Оказывается, когда мы думаем, мы совершаем незаметные для глаза микродвижения всем телом. И если тело обездвижить, то и работа мыслительного аппарата замедляется.

    А теперь с горечью вспомним, что именно такой дьявольский способ используется в наших школах. Неподвижное сидение за партами занимает 90% учебного времени. Сидеть и не рыпаться!

    Такая малоподвижность в сочетании с механическим запоминанием огромного количества ненужной информации приводит к целому ряду печальных следствий. Наши дети тупеют на глазах!

    А о том, как за 10 школьных лет разваливается здоровье детей, даже говорить не хочется. По разным оценкам только 5-10% выпускников могут быть признаны относительно здоровыми…

    И напротив, физическая активность стимулирует умственные и вообще творческие способности человека. Известный педагог-новатор Щетинин в одной из своих книг описывает, как с помощью разностороннего подхода к своим ученикам ему удалось совершить настоящий прорыв.

    Как-то в своей музыкальной школе он, в качестве эксперимента, взял себе группу учеников, которые считались "безнадёжными", то есть лишёнными музыкальных способностей. Щетинин изменил программу обучения так, что весь год эти дети почти не занимались музыкой, делая это лишь под настроение. Но зато они начали жить активной ребяческой жизнью. Больше занимались физкультурой, ходили в походы, рисовали, пели, писали стихи, то есть развивали свои личные интересы, а профильными дисциплинами музыкальной школы почти не занимались. Эффект был парадоксальным и потрясающим. Уже через полгода эти дети догнали своих сверстников, а через год они заняли все первые места в городском музыкальном конкурсе. Вот как!

    Но пойдём дальше.

    Ещё одной необыкновенно важной чертой новой педагогики станет деятельная помощь человечку в осознании своего жизненного предназначения. Помощь в понимании того, чем ты уникален и отличаешься от других людей, к чему имеешь особенные склонности, к чему лежит твоя душа, и тянутся руки. Такую помощь трудно переоценить!

    Если бы лично мне в свое время кто-нибудь помог, и я стал бы всерьез думать над этим хотя бы с юности, то не было бы у меня многих лет метаний и мытарств. Не оказался бы я к 25 годам у разбитого корыта, когда всю жизнь пришлось начинать сначала. Сколько времени мною было упущено! Школьные и вузовские годы за небольшими исключениями просто вычеркнуты из моей жизни, и как мне не хочется, чтобы мои дети прошли таким же бестолковым путем!

    Более того, осознание своего предназначения и своих творческих и профессиональных тяготений будет подводить юношу или девушку к началу трудовой деятельности, еще оставаясь в положении студента. Это, конечно, не будет еще та самая "взрослая" занятость, где уже почти нет времени на учебу, игры и дуракаваляние. Дети останутся детьми. Но для них будет в высшей степени полезно, если они уже сызмальства будут задумываться над тем, какую форму может принять их профессиональная деятельность, каков будет продукт их труда, какова будет от него польза людям. Это очень важно!

    Ещё одной особенностью новых школ будет их самобытность и оригинальность в отличие от школ сегодняшних: безликих и похожих друг на друга, как блины. Нельзя вообразить школу нового типа без того, чтобы у основания такой школы не стояли яркие и светлые личности учителей.

    Знаете, чем отличается настоящий доктор от посредственного? Хороший доктор только зашел в палату к своим больным, а им уже стало легче.

    Настоящий учитель влияет на людей в первую очередь всем ореолом своей личности, а передача самих знаний и навыков вторична.

    Новые педагоги должны также очень глубоко понимать и чувствовать свою задачу, чтобы ни дай Бог из наставников и помощников не превратиться в диктаторов, навязывающих детям свою волю и своё понимание истины.

    Настоящий учитель находится рядом с детьми, а не возвышается над ними. Он показывает детям на Небо, а не заслоняет небо самим собой…

    Ну, и напоследок нельзя не упомянуть о появлении в школах нового образца новых предметов. Как я завидую будущим школярам! Там будут не только несравненно более углубленные и мастерски составленные курсы об устройстве многослойной Вселенной, о многоплановом строении человека, о жизни животного царства и духов Природы, но и многое другое.

    Все эти предметы будут тесно связаны между собой, а также будут демонстрировать связь всего сущего со своим Создателем. Эти и другие дисциплины будут частью универсального миропознания и миротворчества, отражающего мир как единое целое…

    Настала пора подвести итоги этой главы и ещё раз сформулировать ответ на хороший вопрос "Что делать?"

    Стратегическое спасение России начнется только с метаобразования нескольких поколений россиян.

    Звучит круто :) Но с чего начать?

    4. Начало

    Пример лучше правила.
    Пословица

    Я уверен, что с самого начала надо брать курс на полную, абсолютную независимость от государства в чем бы то ни было. Потом, набрав силу, можно будет вести с представителями власти нормальный диалог и добиться тиражирования собственного опыта в масштабах страны. Но в начале нужна независимость от государственного здравоохранения, государственного обрезования и государственного бюджета. Если вам от властей ничего не нужно, то вами тяжело управлять.

    Любителям искать спонсоров и инвесторов я хочу напомнить, что эти слова в переводе на нормальный язык означают одно: "хозяин" :) В 99% случаев деньги дают под свои интересы и свой барыш. Начинать же громадное дело, надеясь найти этот самый 1% бескорыстных богачей, было бы недальновидно и глупо.

    Итак, среди людей, организующих "в отдельно взятой деревне" возведение новых школ, должны быть также предприниматели, или, другими словами, люди, способные организовать самоокупаемое дело.

    Все эти люди – первопроходцы, пионеры, новаторы – должны уметь обходиться без государственных лечебниц, школ, бюро трудоустройств, государственного жилья. Иначе – пиши пропало. Нет лучшего способа завалить дело, чем позвать "на помощь" чиновников, ведь у сегодняшнего государства цели одни, а у народа – другие :) Так что нам чиновники не попутчики…

    Но независимость не означает, что нужно рвать с "неправильным" миром все нити. Ни о какой изоляции от внешнего мира и речи быть не может. Можно, конечно, уехать в глухую тайгу ко всем чертям, обнестись частоколом, обявить, что "мир лежит во зле" и заняться спасением исключительно собственной общины. Но это путь в никуда, и ничего кроме ПРОТИВО-СТОЯНия с окружающим миром в конечном счете не выйдет.

    Под независимостью я разумею САМО-СТОЯТельность в решении собственных проблем со здоровьем, занятостью, достатком, обучением.

    А это уже другой подход к собственной жизни. Другая жизнь…

    С чего же начать? Очевидно, что проблема состоит из двух половин. Во-первых, детальная разработка и апробация оригинального подхода к образованию и подготовка преподавателей нового типа. Во-вторых, организация самого жизненного процесса и строительство школы.

    На пути к новой школе лежит целый ряд промежуточных форм. Да и людям, способным всё это потянуть, нужно пройти непростой и долгий путь развития…

    Эта глава называется "Начало", но я считаю бессмысленным продумывать и расписывать конкретные шаги за других людей. Говорят, начни с себя, и всякий догадается сам, с чего конкретно ему лучше начать. НАЧНИ С СЕБЯ.

    Я же изложу свои собственные шаги, которые уже сделал, делаю сейчас и собираюсь сделать на этом не простом, но чрезвычайно интересном пути к метаобразованию.

    Между днем сегодняшним, когда у нас нет почти ничего, и днем послезавтрашним, когда среди живущих на лоне Природы единомышленников будет воздвигнута первая школа нового типа, мне видится такая последовательность этапов.

    Сначала имеет смысл создать в интернете собственные средства массовой информации, нечто вроде газеты или журнала мировоззренческого и образовательного толка. Я лично собираюсь сделать рассылку "Метаобразование" полноценной газетой с хорошим тиражом и очень расчитываю, что у рассылки появятся и толковые соавторы, и понимающие читатели.

    Мною также созданы и в ближайшее время будут запущены несколько вполне самостоятельных сайтов, но как бы призванных стать частями этого будущего образовательного проекта.

    Это сайт Ликбез (http://likbez.info) как сборник оригинальных дистанционных курсов ликбеза на самые разные, общие и профессиональны темы.

    Сайт Босиком (http://bosikom.ru), посвященный Природе, здоровью и босикомхождению.

    Сайт Зверёнок (http://zverenok.ru), посвященный защите животных.

    Сайт Роза Мира (http://rozamira.org) для интересующих творчеством Даниила Андреева.

    Также заведена отдельная страничка для Содружества Сайтов и Рассылок (http://ssr.metaobrazovanie.ru), где может разместить информацию о себе любой человек и любое сообщество, чья деятельность близка по духу членам Содружества.

    Техническая платформа, по сути, готова, теперь нужны десятки творческих людей для создания этой самой мировоззренческой интернет-газеты. Но люди появятся. Будут и статьи, и рассылки.

    Следующим этапом является создание собственных, пользующихся массовым спросом общеобразовательных продуктов: книг, брошюр, дисков, дистанционных курсов и т.п., которыми можно было бы успешно торговать. Лично для меня это и есть сейчас ГЛАВНАЯ задача.

    После того, как деятельность в интернете станет самоокупаемой и прибыльной можно приступить к организации встреч на Природе для родителей и детей, единомышленников и всех желающих. Часть из этих встреч должна проходить в виде платных семинаров и курсов.

    Затем уже логичней будет организовать нечто вроде летнего лагеря для всех желающих, где платное обучение и оздоровление будет сочетаться с отдыхом среди Природы.

    И только создав команду единомышленников, способных зарабатывать на хлеб насущный с помощью всего этого комплекса образовательных продуктов и мероприятий, можно будет ставить вопрос об организации небольшого поселка где-нибудь за городом или на окраине небольшого города и о возведении собственной школы.

    Таковы этапы. Здесь нет ничего невозможного, если подойти к делу энергично, смекалисто и творчески.

    В личном плане каждый должен решить для себя несколько проблем. Вот какие проблемы стоят передо мной.

    Я давно решил завязать с официальной медициной и править своё здоровье исключительно с помощью собственных сил и с помощью народной мудрости. У меня есть уже некоторый опыт, однако до сих пор мне не всё ясно. У меня до сих пор нет бычьего здоровья :) Это конкретная проблема, и я намерен её решить.

    Следующая проблема заключается в том, что оказалось невозможным батрачить с 9 до 18 на нелюбимой работе, а по вечерам и в перекурах эффективно делать любимое дело. Либо то, либо это. И я ушел с работы, что бы создать Своё дело и жить доходами от него. Эта задача тоже не решена мною в полной мере и не снята с повестки дня.

    Еще одна проблема – это недостаток единомышленников, способных на деле решать те же проблемы, которые пытаюсь решить я. Таким образом, создание сильной команды – это ещё одна задача, которую я намереваюсь решить.

    Итак, работы впереди много. Работы необычайно интересной.

    Статья «На пути к метаобразованию» – это моя первая попытка подумать на заданную тему. Статья будет дополняться по мере того, как я пойму нечто новое или решу очередную из поставленных задач.

    Если ты, дорогой читатель, поймал себя на мысли, что тема эта твоя, и что ты хочешь отдать этому интересному делу всего себя, то давай – шевелись! действуй!

    Обсудить конкретные вопросы можно на форуме сайта http://Likbez.info

    Если есть, что предложить по существу дела, то напиши мне.

    У нас всё получится, ведь не боги горшки обжигают.


    © Максим Босой

    http://metaobrazovanie.ru

    Май 2005 г.

    При цитировании ссылка на http://metaobrazovanie.ru обязательна.



    Призываю моих читателей подписаться на рассылки Максима и самым активным образом поддержать его начинания.

    В.А. Симонян

    Автор admin в 14:50

Ваш ответ

Внимание: Все комментарии модерируются, и это может вызвать задержку их публикации. Отправлять комментарий заново не требуется.

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive] [an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]