Здравствуйте, друзья.
Мы с вами принципиально и в общем плане разобрались, что такое есть системы управления любым объектом. Ну, а кто сам не пытался в этом разобраться, а только читал рассылки, тому придется вернуться к этим рассылкам и восстановить в памяти образ системы управления. Если, конечно, вы хотите разобраться и в том, как наиболее эффективно использовать системы управления любым объектом управления.
Ранее в своих рассуждениях о системах управления я приводил пример с самым совершенным автомобилем и даже с авианосцем, в которых, естественно, системы их управления встроены в сами объекты. И одно дело, когда за руль автомобиля садится начинающий водитель, и качественно совсем другое дело, когда за дело берется водитель – асс, водитель – испытатель автомобилей. Одно дело, когда капитан авианосца – талантливый офицер, а его команда корабля слажена и имеет большой опыт службы на корабле в выполнении ими самых сложных боевых задач, и совсем другое дело, когда и сам капитан, и его команда, грубо говоря, еще совсем зеленые, причем многие члены команды находятся не на своем месте.
Я много общался с предпринимателями и продолжаю общаться, и не по рассказам знаю, что главная проблема, которая их всегда буквально мучит, – это кадры, скажем так. И я так же не понаслышке знаю, что никто из знакомых мне предпринимателей осознанно сразу не может в принципе разобраться с людьми, которые у него уже работают или претендуют на то или иное место в их фирмах. Я уж не говорю о начальниках подразделений, занимающихся конкретно персоналом. С ними картина еще плачевнее, ибо они в принципе так не заинтересованы в кадрах, как сами предприниматели.
Другими словами, подбор кадров на каждое рабочее место, в том числе и на самые высокие должности, происходит эмпирически, путем проб и ошибок. Ошибки же бывают и очень серьезными, даже трагическими для самого предпринимателя и его фирмы. И любой предприниматель, конечно, кровно заинтересован, сознательно или подсознательно, в том, чтобы такие ошибки с кадрами избежать. Наверное, каждый предприниматель хотел бы, чтобы он сразу же волшебным образом получал объективную, полную и точную характеристику на каждого своего сотрудника, что это вообще за человек и на что он вообще способен. А также хотел бы сразу же получать такую характеристику на каждого претендента на работу
Имея же такой свод характеристик, предприниматель уже смог бы так расставить своих сотрудников по их способностям, чтобы получилась настоящая команда, способная решать любые проблемы в его фирме. В том числе и смог бы сразу же избавиться от людей, которые по своему естеству только вредят делу.
Так вот, такой «волшебный» способ есть, и он совершенно объективен и точно может сказать о каждом человеке, кто он есть на самом деле и на что он вообще способен. Творцом этого метода является Валентин Иванович Машкин, а сам метод назван им «Позиционный метод».
Более того, метод этот не статичен, в том смысле, что служит только для классификации характеристик и способностей человека, а динамичен, ибо позволяет с помощью его применения, скажем так, осознанно растить людей, делать их более творчески способными. И в первую очередь это касается самих предпринимателей. Ибо хуже нет такой ситуации, когда сотрудники предпринимателя способнее во всех отношениях самого предпринимателя. Кроме одной способности – предпринимать. :)
Впрочем, я уже начал вторгаться в область «Позиционного метода», чего, конечно, делать не должен.
Потому передаю слово родоначальнику этого метода – Валентину Ивановичу. Вам же, читателям моей рассылки, кто, конечно, хочет в первую очередь в себе разобраться, а потом и разобраться со всеми своими сотрудниками, настоятельно рекомендую последовать за Валентином Ивановичем по пути, который он предлагает Вам пройти. Естественно, письма вам уже нужно будет слать не мне, а Валентину Ивановичу, он и будет Вам отвечать или через эту рассылку, или непосредственно каждому, как решит.
Мне тоже можно писать, но только не по самому «Позиционному методу», а по вопросам, связанным с управлением, как таковым. Если, конечно, у кого-то такие вопросы появятся. Однако, если письма мне будут связаны непосредственно с самим методом, то на них я отвечать по существу не буду, а буду отсылать их Валентину Ивановичу, имейте это в виду.
Ну, а теперь в путь, друзья. Успехов Вам на этом пути.
*******
Позиционный Метод – принципиально новый подход к сущности человека
Адресовано научным и практическим психологам, консультантам по управлению,директорам предприятий, директорам школ, преподавателям и управленцам, родителям, всем, интересующимся вопросами саморазвития.
Моя цель – простым и понятным языком обозначить основные теоретические и практические аспекты Позиционного Метода применительно к вашей жизни и деятельности.
Ваша задача – понять, нужно это вам или нет на данный момент, и если вывод будет положительным, начать действовать…
Позиционный Метод
Позиционный Метод (ПМ) – открытие, заставляющее переосмыслить представления о человеке и обществе, их существовании и развитии. Позиция, которую занимает человек, определяет адекватность его восприятия, эффективность деятельности, общие способности, задает поведение в различных ситуациях и характер взаимодействия с другими людьми. Позиция, которую занимает общество, характеризуется тем, какие позиционные принципы заложены в основу его существования. Мировые религии и те подчиняются позиционным законам…
Позиция человека – это его устойчивое представление о себе и своих возможностях изменить что-то в тех обстоятельствах, в которых он находится. Одни считают, что изменить ничего нельзя, поэтому предпочитают отсиживаться и зависят от обстоятельств,другие имеют опыт успешности таких изменений, поэтому активно преодолевают обстоятельства и формируют их так, чтобы сделать мир вокруг себя лучше. Позиции этих людей кардинально отличаются и являются настолько устойчивыми, насколько устойчиво их мировоззрение.
С помощью теста Позиция можно оценить и выразить в количественном виде уровень духовного развития любого человека, начиная с 12-13 лет. Тест дает очень точную и стратегически важную информацию,широкое применение которой в сферах воспитания,образования и управления позволит вывести эти сферы на качественно новый уровень.
ПМ и сфера управления
Управленцам известен принцип Парето, согласно которому 80 процентов изменений делаются 20 процентами людей. Применительно к обществу в целом 20% – это управленцы всех мастей. Вот почему сфера управления является ключевой для жизни общества. Именно поэтому ПМ максимально проработан в управленческом аспекте.
С помощью теста Позиция определяются способности к управленческой деятельности. Если человеку присущ высокий уровень обязательности, ответственности, надежности, то можно говорить о первой степени свободы, и это главное, чем управленцы отличаются от обычных людей. Люди с актуализованной первой степенью свободы составляют 25-30% от всего количества протестированных. Эффективный управленец – это человек, которому присуща не только первая, но и вторая степень свободы, которая характеризует высокий уровень самостоятельности его мышления. Людей с двумя степенями свободы насчитывается всего 10-15% от общего количества протестированных.Оценка этих способностей у всех руководителей в системе управлениядает очень важную картину для понимания того, чего стоит ожидать от команды, способна или не способна она справиться с поставленными задачами.
Возможность оценить управленческие способности и выразить их в количественном виде позволяет подняться на более высокий системный уровень и управлять уже не отдельными людьми, а тенденциями. Прежде всего, в практику управления должен быть введен принцип относительности управления, согласно которому управляемость в паре руководитель-подчиненный определяется по соотношению их способностей: если руководитель способнее подчиненного, управляемость высокая, если подчиненный способнее руководителя – управленческая связь формальная.
С помощью Позиционной диагностики систем управления (ПДСУ) возможно оценить систему управления по трем ключевым показателям – надежности, управляемости и адаптивности. Коэффициент надежности показывает соотношение в системе управления способных и неспособных к управленческой деятельности. Коэффициент управляемости говорит о том, насколько в системе управления соблюдается принцип относительности управления. Коэффициент адаптивности показывает, какое влияние на систему управления оказывают люди с высоким уровнем самостоятельности мышления.
Результаты ПДСУ выдаются в виде Диагностической карты системы управления, в которой вся важная информация о каждом человеке, о ключевых показателях, о подразделениях представлена в заданных цветах, что позволяет осуществлять визуальный анализ такой карты. Это особенно актуально для больших предприятий и объединений, поскольку дает возможность наглядно сравнивать системы управления между собой и выстраивать на этом единую позиционную кадровую политику.
Особенность этой политики заключается в том, что руководителям входящих в объединение предприятий спускаются определенные позиционные показатели, например, повысить в течение года коэффициент управляемости на 10 пунктов. При этом руководитель остается полностью самостоятельным в выборе своих действий, потому что добиться этого показателя можно разными, но заведомо известными путями.
Исследования показывают, что эффективное предприятие по всем позиционным показателям, полученным с помощью ПДСУ отличается от малоэффективного.
Известно, что управлять можно лишь тем, что можно измерить. Так вот, самое важное заключается в том, что ПМ вооружает руководителя предельно простой и в то же время чрезвычайно эффективной системой показателей, благодаря которой впервые становится возможным управлять качеством и эффективностью собственно управления.
ПМ и сфера образования
Проведение тестирования в школах и ВУЗах и последующее сопоставление результатов тестирования с успеваемостью учеников и экспертными оценками преподавателей выявило интересную особенность. Учителя в один голос заявляют, что ценят в учениках самостоятельность мышления, но на самом деле их интересует ручная самостоятельность, а истинную самостоятельность, благодаря которой сфера управления может стать эффективной, они чуть ли не подавляют.
В сфере образования применим принцип относительности образования. Если потенциал преподавателя выше, чем у ученика, он действует на него развивающим образом. Если ниже, преподаватель ограничивает его активность и угнетает развитие!Учет этого принципа при подборе классов и учебных групп (особенно в ВУЗах) мог бы существенно повысить качество учебногои воспитательного процесса.
На основании проведенного исследования можно сказать, что сфера образования сегодня постепенно теряет связь с общественными потребностями, потому что одной только ориентации на передачу знаний оказывается недостаточно.А выхолащивание из процесса обучения воспитательного процесса снижает духовный потенциал нации, потому что подавление истинной самостоятельности сильно влияет на то, какую позицию будет занимать человек в обществе.
ПМ и семья
На формирование позиции человека основное влияние оказывает семья. На втором месте по степени влияния стоит средняя школа, на третьем ВУЗы. Отдельно для юношей можно выделить влияние армии. Грубо говоря, позиция человека окончательно складывается к моменту окончания учебы. После этого для отдельных людей тоже могут сложиться обстоятельства, существенно влияющие на их позиции, но это уже единичные случаи.
Применение теста Позиция в семейной практике позволит внести весомые коррективы в формирование духовного потенциала нации. Представьте, что вам стали известны способности родителей и ребенка. Во-первых, становится видно, как они связаны с уровнем духовного развития родителей. Сразу возникают вопросы. Почему в одних семьях ребенок похож своей позицией на родителей, а в других сильно отличается от них? На что нужно ориентироваться родителям в воспитании ребенка? Можно ли изменить позицию ребенка или взрослого? Как обеспечить преемственность уровня духовного развития в роду?
Но не это главное. Когда родители знают, что их ребенок действительно способен, а в школе его подавляют, они начнут активно действовать, потому что никого не интересует судьба государства, но каждого интересует судьба собственного ребенка. Когда родители сами способны, а ребенок вырос неспособным (такое тоже бывает), у них есть время и возможность скорректировать свое воспитание. В конце концов, если родители знают, что ответственность и самостоятельность мышления – главное, что делает человека успешным по жизни, одного этого достаточно, чтобы они захотели правильно воспитать своего ребенка.
Принципы взаимодействия с аудиторией рассылки
Вышеприведенный текст является анонсом предстоящего обсуждения. Собственно рассылка будет идти по обозначенным темам. Крупные блоки обсуждаются, пока какие-то моменты будут оставаться не понятыми – все зависит от реакции участников и их вопросов. По тому же основанию будут открываться какие-то дополнительные темы. Завершается тема тогда, когда основные ответы даны, а имеющиеся вопросы начинают повторяться.
Работа надтемой будет выглядеть следующим образом. Дается ссылка на статью на нашем сайте, освещающую тот или иной аспект Позиционного Метода, которую каждый читает самостоятельно. При необходимости в очередной рассылке делается введение к статье или дается отдельный материал. Соответствующая часть анонса, статья и введение к ней являются затравкой, рыбой, если хотите, вокруг нее-то и ведется обсуждение всего, что вызывает вопросы.
Не возбраняется опережающее изучение материалов с нашего сайта. Но обсуждение всегда идет в рамках текущей темы.
Если вы в своем первом письме скажете несколько слов о себе и о том, чем вызван ваш интерес к данной теме, каким именно аспектом вы интересуетесь больше всего, где и кем работаете, это позволит мне отвечать более прицельно и с учетом ваших интересов.
Президент Научно-внедренческой компании «Позиция»
Машкин Валентин Иванович
www.pozmetod.ru
position@pozmetod.ru
Позиционный Метод
Метод – это средство абстрактного уровня, структурирующее общественное сознание и привносящее упорядоченность в отдельные сферы бытия. Используя это средство, человек способен более адекватно воспринимать действительность и целенаправленно изменять ее в нужном ему направлении. Метод является фундаментом, на котором выстраиваются концепции и теории.
Концепции выявляют и описывают ранее скрытые явления, расширяя осознаваемую людьми действительность.
Теории вскрывают причины и описывают закономерности существования уже известных явлений действительности.
Они, в свою очередь, являются основанием для построения новых видов деятельности, дают возможность создавать новые технологии, с помощью которых эта деятельность может неоднократно воспроизводиться и тем самым широко распространяться, а также позволяют разрабатывать конкретные инструменты, посредством которых структурируется как восприятие, так и непосредственное воздействие на действительность.
Структурированность восприятия, которую обеспечивает метод, позволяет отделять ключевые явления от второстепенных, дает возможность разделять причины и следствия, позволяет сосредоточивать внимание на сущностных закономерностях, а не на поверхностных деталях.
Существует психологический тест, на примере которого легко понять, что такое структурированность восприятия. Человеку предъявляют картинку с изображением нескольких предметов или, например, набором слов. Задача заключается в том, чтобы проанализировать эти предметы или слова, понять, что их объединяет, и выделить тот элемент, который явно выпадает из общей группы. И, скажем, если на такой картинке изобразить малознакомые человеку предметы или написать редко употребляемые понятия, то далеко не каждый сможет справиться с этой задачей. Иначе говоря, решить эту задачу возможно только в том случае, если восприятие человека должным образом структурировано.
Может показаться, что выше описана логическая задача, для решения которой требуется абстрактное мышление. Это не так. Если человеку с высоко развитым абстрактным мышлением дать прочитать незнакомый сложный текст, то что-то он воспримет сразу, а какую-то часть подробностей просто не заметит, посчитав их, например, малозначимыми. И совсем другой результат чтения будет у этого же человека в том случае, если перед чтением ему рассказать, о чем этот текст и на что следует обратить внимание. В этом случае восприятие человека предварительно структурируется, а уже затем он начинает воспринимать гораздо больше деталей. Кстати, сказанное в полной мере относится и к тексту данного отчета, вот почему НВК «Позиция» сначала рассказывает результаты диагностики, а уже потом отдает отчет для прочтения.
Структурированность деятельности, которую обеспечивает метод, позволяет в конкретной ситуации правильно ставить перед собой цели, определять наиболее эффективный комплекс действий, формировать необходимую их последовательность и придавать им требуемый характер.
Для достижения любой цели человек, как правило, осуществляет ряд последовательных шагов, при этом каждый сделанный шаг обогащает его новым опытом, меняет его представления о последующих действиях. Сделав шаг, человек принимает решение о направлении следующего шага. И каждый раз он делает это на основании имеющихся у него представлений и полученных на предыдущем шаге результатов, делая выбор одного направления из нескольких альтернатив. И так до тех пор, пока не достигнет цели.
Так вот, человек, деятельность которого не структурирована, будет совершать множество бесцельных хаотичных действий, которые далеко не всегда приведут его к нужному результату. Иначе говоря, такой человек будет совершать приблизительные действия и получать приблизительный результат. О структурированности деятельности можно говорить в том случае, если у человека есть отчетливое представление о направлении, в котором он движется, критерии, с помощью которых он может судить об отклонении от этого направления, понимание приемов и способов реализации этой деятельности, позволяющее получать конкретный результат. Человек, деятельность которого структурирована, в описанной выше ситуации достигнет цели по наикратчайшему пути и, в конечном итоге, получит точный результат с минимальными потерями.
Картина будет неполной, если не соотнести различные средства структурирования между собой. Как уже говорилось, метод – это средство абстрактного уровня. Появление нового метода затрагивает множество сфер деятельности и, соответственно, порождает множество концепций. Каждая отдельно взятая концепция может породить множество теорий. Каждая теория порождает множество технологий. И, наконец, каждая технология порождает множество инструментов для воздействия на конкретные проявления действительности.
Человек, используя конкретные инструменты и технологии, может действовать вполне успешно, но если он при этом еще и хорошо разбирается в соответствующей теории, его действия будут заведомо более эффективны. Среди тех, кто овладел теорией, наиболее успешным будет тот, кто хорошо понимает, на какой концепции эта теория основана. Такой человек в принципе способен изменять существующие или порождать новые теории. Владение методом раскрывает перед человеком еще большие горизонты. В конечном итоге человек тем эффективнее, чем глубже он разобрался в основах той деятельности, которой занимается.
Посредством Позиционного Метода общественное сознание и общественная деятельность структурируются особым образом. В этом структурировании и заключается главное: как отдельно взятый индивид, так и общество в целом развиваются, переходя с позиции на позицию. И в обоих случаях процессы духовного развития строго закономерны и связаны между собой самый тесным образом: общество воспитывает индивида, а он, вырастая в духовном плане, начинает формировать общество. Здесь важно подчеркнуть, что закономерный характер означает возможность целенаправленного воздействия на процесс духовного развития.
С практической точки зрения наиболее важным является тот факт, что люди кардинально отличаются друг от друга именно тем, какую позицию они занимают. Эти отличия настолько существенны, что с созданием Позиционного Метода их попросту невозможно игнорировать. Образно говоря, обычно люди воспринимают друг друга как на экране черно-белого телевизора, а Позиционный Метод привносит в это восприятие цвет: то, что абсолютно не различается в градациях серого, в цвете выглядит настолько по-разному, что становится очевидным для каждого.
Выше уже говорилось о ключевой роли сферы управления. Так вот, Позиционный Метод позволяет среди всех управленцев выделить тех, кто способен думать самостоятельно, способен брать на себя ответственность как за правильность собственных действий, так и за действия окружающих людей. Эти люди наиболее эффективно способны разобраться во всем новом и реорганизовать собственную деятельность. По данным НВК «Позиция», такого рода способных людей в сфере управления около десяти процентов. Это значит, что если из всей сферы управления сконцентрировать усилия только на них, то можно повысить эффективность преобразований еще в 10 раз.
И это еще не все. На основе Позиционного Метода создана позиционная теория управления, в которой на качественно новом уровне осмыслена сущность управления. В результате такого осмысления были выработаны представления, позволяющие структурировать существующие подходы и технологии, созданы качественно иные управленческие технологии, а также введены в управленческую практику принципиально новые инструментальные средства – все то, на чем в первую очередь целесообразно сконцентрировать внимание самых способных управленцев.
Когда нужно разобраться в большом объеме разнообразной информации, на выручку приходят схемы. Правильно построенная схема – это глубоко осмысленное и свернутое знание, изложенное на уровне простых, но тщательно выверенных истин. Схемы не подменяют имеющиеся знания, но позволяют увязать их в единое целое. Понимание целого существенно облегчает понимание частного.
Трудно оценить, во сколько раз меньше усилий потребуется на освоение этими руководителями необходимых схем по сравнению с освоением всего многообразия знаний об организации управления, но если взять самую осторожную оценку, то и здесь можно говорить о десятикратном выигрыше.
Таким образом, если руководитель предприятия при проведении преобразований будет заниматься не всем сразу, а сконцентрирует свои усилия на организации системы управления, если при этом он выделит в ней самых способных руководителей и начнет формировать у них целостные представления о сфере управления, все это потребует от него в 1000 раз меньше усилий, чем при «традиционном» всеохватном подходе.
В любом случае Позиционный Метод открывает широкие возможности для осуществления целенаправленной работы по организации эффективного управления на предприятии и позволяет делать это настолько динамично, насколько полно руководитель предприятия возьмет на вооружение предложенные позиционные подходы.
Позиция человека, тест Позиция
Позиционный Метод – основа, на которой строится все. И я просто обязан был познакомить вас с ним хотя бы вкратце. Но, как было сказано выше, это средство высокого абстрактного уровня, а до любого человека лучше доходит то, что можно пощупать руками. Вот почему я сразу предлагаю вам ознакомиться с его практическими аспектами.
И главное – это понятие позиция. С ним вам надо будет разобраться основательно. Дело в том, что дальше речь пойдет о тестировании, так вот, я хочу сразу сказать, что аналогов этому тестированию не существует в мировой практике. И результаты, которые можно получить с помощью теста Позиция, невозможно получить никаким другим способом.
Для изучения этой обширной темы вам понадобится скачать с нашего сайта Концепцию «Управление второго порядка». По ссылке http://www.pozmetod.ru/download/upr2_w97.zip можно скачать документ в формате MicrosoftWord 97-2003. Основное преимущество этого документа в том, что его можно распечатать и проработать тему под карандаш. На данный момент нас интересует глава «Практическая реализацияпозиционного метода в сфере управления» (страницы 7 – 17). Попасть на начало Концепции непосредственно на сайте можно по ссылке http://pozmetod.ru/postech/Upr2/index.html .
Лучшим способом освоения любого материала является критика. Когда вы ставите перед собой задачу что-то раскритиковать, это значит, что вы не только должны основательно разобраться в материале, но еще и противопоставить ему какое-то свое понимание вопроса. Например, я утверждаю, что Позиционный Метод – открытие, что позиционные подходы не имеют аналогов в мировой практике, и это, согласитесь, громкие заявления. Поставьте себе задачу конструктивно усомниться в этом. Конструктивно, значит, не просто заявить не верю, а с аргументами доказать, что я в чем-то заблуждаюсь. И обратите внимание, если вы не сделаете этого, вам придется принять тот факт, что в этом вопросе мы впереди планеты всей. Причем я имею в виду не себя и свою команду, а всех нас – россиян!
Так что давайте делать уже первый шаг…
*******
В.А. Симонян