Почему мы живем так, как живем?
Часть 15
Женский взгляд 1
Здравствуйте, друзья.
Как я и предполагал раньше, когда высказывал свой взгляд на причину молчания женщин, на мой призыв к ним откликнуться, писем пришло мало, всего од двух моих читательниц. Но и по ним уже можно сделать кое-какие выводы.
Так по порядку и буду знакомить вас с их письмами. Первой откликнулась Татьяна Нестеренко, потому ей и первое слово.
*******
День добрый, Валерий Арцрунович!
Предлагаю свою женскую версию ответа на Ваш вопрос в рассылке, почему женщины устранились от участия.
Первый случай, когда у женщины все более-менее хорошо в жизни, то у нее нет свободного времени и мотивации на философствования, по типу "чего думать, прыгать надо". Потому что женское "хорошо" – это конгломерат из мужа, детишек, дома, работы, поддержания красоты и здоровья, и это отнимает все внимание и энергию.
Второй случай, если хотя бы в одной сфере провал – проблемы с детьми или мужем, здоровьем или деньгами, то женщине уже плохо, и она целиком тонет в своих эмоциях, в проблеме, отождествляется с "телом боли", которое актививируется проблемной ситуацией. И все внимание и энергия сжигаются в эмоционировании и попытках исправить ситуацию. При этом при проблемном раскладе старые дела никуда не исчезают, плюс часто добавляются новые. Т.е. снова не до просветления .
С уважением,
Татьяна Нестеренко.
П.С. К пониманию сути эго я прошла часть пути по Вашему маршруту, часть по иному.
***
Естественно, я заинтересовался, что это за "иной маршрут", нежели тот, который был у меня, потому и попросил Татьяну об этом пути рассказать. А также я попросил её не обобщать, а высказать сугубо свое личное видение этой проблемы. Спасибо Татьяне, она мне ответила.
***
Здравия, Валерий Арцрунович!
Рассылки Ваши я просматривала по диагонали, пока в какой-то момент у меня не началось какое-то просветление (забрезжил свет в полной темноте, в смысле) и какая-то рассылка меня зацепила, уже не помню что. Книгу "Новая Земля" я прочла по Вашей рекомендации, скорее выборочно просмотрела, нашла там ответ, который тогда искала. Сейчас вспомнила, что искала и что нашла – тогда я вся была одна сплошная боль, поэтому и "прочла", нашла там идею тела боли. (Впрочем, пересмотрела свои записи того периода – в них есть и о том, что я нашла подтверждение, словесное описание своего опыта "умирания я", и понимания причин острого страдания от разрушения тех форм, с которыми я считала связанными это "я", а также описание своего сопротивления и его разрушительных последствий).
Не знаю заранее, что у меня получится рассказать для рассылки, учитывая глубоко личные аспекты ситуации. Начну с конца, с текущего момента. Сейчас я ощущаю себя- в себе глубокий покой, тихую радость и ощущение жизни. Когда люди, которые в курсе моей жизненной ситуации, видят меня внешне спокойной и счастливой, они первым делом спрашивают, все ли уже "хорошо" и "наладилось". Когда я отвечаю, что у меня лично "наладилось", но известные им обстоятельства прежние, то они теряются и не знают, как реагировать. Еще месяц назад они очень легко понимали и входили в резонанс с моими эмоциями – болью, обидой, отчаянием, злостью и т.п. негативизмом. Все укрепляли мое видение себя как полностью правой, а "виновников" этой драмы – неправыми, подлыми негодяями. Я должна отдать должное нескольким людям, которые были исключением из общего стройного хора голосов в поддержку моей правоты и моих страданий. Во многом благодаря этим людям мне удалось совершить переход из состояния глубокого страдания, личного ада, в жизнь и радость, в ощущение тепла и любви. Теперь, когда во мне появляются старые мысли, которые приносили прежде почти физическую боль, я спокойно наблюдаю – и неважно, что часто я сперва обнаруживаю себя провалившейся в эти мысли и эмоции – за теми ощущениями в теле, которые происходят во время "думания" . Иногда от этого все исчезает, как дым – мысли разбегаются, тело расслабляется. Иногда я чувствую, что что-то во мне цепляется за эти мысли, эмоции, ощущения, что это исходит из позиции "но ведь я права", "я хочу чувствовать ненависть к этому человеку". Тогда я спрашиваю себя: "Хочу ли я иметь выбор – ненавидеть или отпустить ненависть? Я могу ненавидеть, могу позволить себе это переживать, хотя это причиняет боль только мне и вредит моему телу. Но могу ли я отпустить? Если я могу, то почему бы не сделать это ради себя? Если не могу, то кто тут принимает решения, где мой выбор в этом?" Я смотрю на это как на острый нож в моей руке – я могу его держать и дальше, якобы чтобы по праву отомстить другому человеку, но ведь по сути я не делаю и даже не собираюсь делать это, а лишь продолжаю ранить себя, сжимая этот нож. В какой то момент, это цепляние становится нелепым и я отпускаю это чувство. Когда же случается обнаружить себя снова с этим "ножом", который я подобрала по привычке – то это похоже на ощущение, когда во сне вдруг понимаешь, что это сон, и больше не нужно воспринимать все всерьез.
Иногда я специально вспоминаю некоторые прежние мысли, которые были особенно болезненными и тщательно исследую, не прячется ли остаточная боль в теле, ищу в нем отклик. Если нахожу, то чтобы сделать ощущения более четкими, отпускаю мысли на свободу, и смотрю, как они начинают крутить "воронку" – как ощущения усиливаются от мысле-образов, а усилившись, идет новый виток мыслей, слов, картинок на переживаемую тему. Если мне удается удержать все внимание на ощущениях в теле, то постепенно все сгорает. Если ощущения слишком интенсивные и меня втягивает в эту "воронку", то помогает дыхание и некоторые другие техники. Действенна молитва.
Оглядываясь на прошлое, я могу сказать, что накануне этого самого глубокого личного кризиса я жила как во сне – хорошем и радостном, потом начались кошмары, и как в сказке "все кошмарнее и кошмарнее" до тех пор, пока не стало так плохо, что я вспомнила кое-что о себе, и тут как раз рассылки Симоняна начали выходить+ посмотрела даты – нет, первая рассылка выпущена аж 10 ноября , но тогда я их либо не читала вообще, либо листала по диагонали. Как раз канун моего кризиса…
"Если вы хотите понимать, почему люди себя ведут так, а не иначе. Если вы хотите знать, что нужно с собою делать, чтобы умалить воздействие своего личного эго, дабы решить свои же проблемы. Если вы хотите перестать плутать в бесконечных спорах и противостояниях друг с другом".
Даже если я тогда прочла эти слова, они были для меня пустым звуком. Набором ничего лично для меня не значащих фраз. Много позже я действительно захотела понять, почему люди ведут себя так, а не иначе – потому что без этого как мне было простить? Как жить дальше так, как я выбрала?
А уж мое какое-то там "эго" мне и подавно не мешало, зачем бы мне понадобилось "уменьшать его воздействие", и проблем никаких у меня в жизни не было (уже были, но в тот момент я о них еще не знала, не знала, что моя прежняя жизнь рухнула уже, и что была она лишь иллюзией, которая скоро развеется). И споров в моей жизни не было уже много лет, тем более противостояний ни с кем. Я искренне считала себя хорошим человеком, который никому не делает зла, не имеет врагов и не может иметь, и у которого – по заслугам – в жизни все хорошо, и будет еще лучше.
А сейчас я понимаю, что вопрос не в том, выправится ли моя жизненная ситуация (станет такой, как я хочу), а в том, изменюсь ли я, стану ли я жить в реальности, а не в мире своих грез. По сути, внешнее лишь индикатор того, что внутри (действующий с инерцией, но неизбежно). И по сути я за эти 5 мес. кризиса обрела больше, чем за 5 лет благополучной жизни.
Касательно своего вопроса об отпускании, я теперь поняла ответ (как мне кажется). Когда я спорю с мужем по тем пунктам, где у нас разногласия, то этим только укрепляю его цепляние за его точку зрения, плюс усугубляю разобщенность между нами, укрепляются границы между "мной" и "ним", соответсвенно в споре уходит ощущение "мы", или ощущение причастности каждого из наших "я" семейной общности. Когда я упрекаю, обвиняю его в явной или скрытой форме, под видом вопросом, то он вынужден переходить в режим защиты своего атакуемого "я", т.е. снова он закрывается в себе, в своей скорлупе, он еще больше начинает цепляться за то, кем он себя сейчас считает, с той ролью влюбленного, которую он с пылом играет.
Отпустить – значит дать ему возможность не только оставаться тем, кем он сейчас хочет, но и перестать за это цепляться, расслабиться и расширить свои границы, выйти за пределы роли. Отпустить значит убрать опору для границ, нас разделяющих.
(продлжение следует, когда проведу все эксперименты по Вашему алгоритму).
С уважением,
Татьяна Нестеренко.
***
Татьяна продолжает свой рассказ, но в первых строках своего письма уже от себя говорит о том, почему женщин на пути к цели этой серии рассылок было и есть гораздо меньше, чем мужчин.
***
>Ну, раз вершина преодолена, остается помочь другим людям подняться на эту же вершину. Для чего я и просил взгляд женщин на этот путь. Некоторые утверждают, что от моего языка и многонудности женщины – бегут. От этого они бегут? Бегут ли вообще?
>Что скажешь?
Бегут или нет – это надо статистику смотреть подписчиков в разрезе мужчин-женщин и сколько отписалось соответственно. Это будут факты. А почему бегут, если бегут, и почему не было среди успешно завершивших эксперименты женщин – это уже интерпретации. У Вашего критика версия – неподходящая форма изложения, моя же версия другая. Я ее уже высказывала в письме Вам. Причин вижу 2, которые в этом плане отличают женщин от мужчин.
Первая, что женщины в целом более "затурканные" жизненной суетой, слишком много разных дел приходится постоянно делать женщине, свободного времени и сил крайне мало. Поэтому женщины мыслят "приземленно", а Ваши рассылки касаются высоких материй, и пока женщина не увидит, чем ей лично это может быть практически полезно, тратить время и силы – которые в дефиците – она на философствования не будет.
Вторая – это женская эмоциональность, которая выражается в том, что когда у женщины есть эмоционально значимая проблема в жизни, то она полностью тонет в негативе, эмоции просто захлестывают, свет клином сходится на болевой точке, сознание суживается. Навязчивые мысли и эмоции образуют замкнутый круг, которые закручивают как воронка и в них сжигается масса энергии (для примера, я за 4 мес. потеряла 24кг веса). В целом, женщина в "теле боли" глубоко неосознанна, и стереотипно либо реагирует на проблему, либо пытается ее решить опять же стереотипно. Проведение экспериментов Ваших – просто "не в тему", поскольку "некогда думать, прыгать надо" (с).
Вот пришла еще мысль, но она не касается именно женщин. Касательно терминологии. Эго, эгоизм – тут стереотип восприятия у большинства, что это "не о них", а касается только "плохих" людей, которые думают только о себе, своих интересах и к своей цели готовы идти по головам. То, что Вы назвали "холодное эго". А большинство людей, которые "не холодны и не горячи", считают себя в меру эгоистичными, и дорожат этим "здоровым эгоизмом", понимая под этим готовность отстаивать свои интересы. Поэтому когда Вы объявили эго причиной всех бед и целью экспериментов, вернее, идеалом человеческого состояния объявили устранение эго – это не мотивировало людей встать на этот путь. Как кто-то написал – я не хочу быть как "монахи и отшельники". Мне кажется, стереотипно мог включиться страх, что надо будет в итоге "подставлять вторую щеку". (или что эксперименты подведут самого человека к пониманию, которое сделает невозможным жить по-прежнему ).
Возвращаясь к терминологии. (пишу набегами, так что мысль теряется, увы)). Получается, используя термин эго в непривычном значении, приходится вступать в борьбу с тем же эго, с тем, что отождествленные со своими мыслями люди вольно и невольно начинают сопротивляться (тем самым укрепляют свою "точку зрения", и встают в конфронтацию с Вами, Вашей точкой зрения. Уходят в глухую оборону – пассивно ждут, где Вы облажаетесь, или так и быть, переубедите их, если сможете. Или нападают.)
В плане терминологии – возможно, чтобы обойти эту особенность восприятия, можно использовать менее эмоционально окрашенные слова, или скажем так, более близкие интуитивно и в массовых стереотипах сути эго. Вы сами говорили, что все религии говорят об этом, но символично и снова-таки так, что мало кто понимает…
С благодарностью,
Татьяна Нестеренко
***
Всю переписку с Татьяной я вам, друзья, приводить не буду, она не маленькая, а вот с тем, что Татьяна пишет в заключение своих экспериментов – наблюдений уже по заданиям рассылки, я приведу.
***
День добрый, Валерий Арцрунович!
Я поняла, что суть в отождествлении . Что все наблюдения и подтвердили – я не есть мысли, чувства, мои привычки, роли. Проблема в том, когда мысли и чувства захватывают контроль, когда Я их не наблюдаю, и теряю себя в них. Весь негатив находится именно в этих ненаблюдаемых мыслях и порождаемых ими чувствах. Переход из состояния отождествления с ними и есть пробуждение, которое дает свободу, радость и умиротворение, ощущение жизни.
Татьяна.
*******
Татьяна пережила за это время очень большой и острый личный кризис. И я не знаю, справилась бы она с ним, если бы не разобралась в себе самой. Зато теперь ей значительно легче и, главное, она знает, что и как нужно делать, чтобы кризис её оставил ей не боль, а мудрость осознания на будущее. И Бог ей в этом в помощь.
С письмами другой женщины я познакомлю вас в следующей рассылке.
Всем всего доброго. И смелости в преодолении страха своего эго.