ЭКСПЕРИМЕНТ НОМЕР ОДИН.
Результаты наблюдений
(продолжение 2)
Вчера, отправляя рассылку, получил письмо с наблюдениями по эксперименту №1. Как вы помните в рассылке я сетовал, что в нашу «сеть» эксперимента не попали «академики от образования. Так вот, пробел заполнен и под пристальный взгляд Алексея попали самые что ни на есть академики от образования.
На что я, видевший всякие «виды» в этой области, и то был удивлен степенью их полной деградации в этой области. L И как всегда практики гораздо ближе к истине, нежели академики.
Впрочем, читайте, размышляйте и делайте выводы сами.
Добрый вечер.
Подумал, и решил отправить еще раз результаты экспериментов (Вы в рассылке написали, что не получали кроме как от Татьяны результатов экспериментов, поэтому сомнение взяло – может первое письмо не дошло – которое давно отправлял). По сравнению с присланными в прошлый раз, – они дополнены. В первом письме сегодня я написал, что эксперименты для осознания того, что управленцы (бумажные и практические) не знают истины в этой области, мне более не нужны. Это не совсем так – я их проводить буду и далее при каждом удобном, да и неудобном случае, смысл этой фразы был в том, что главное, для чего нужны были эти эксперименты, я понял, но новые и новые грани будут открываться и дальше – это понятно.
P.S. Все респонденты, кроме двух последних, которые прислали отписки, опрошены мною лично.
Также я понял, почему "практики" охотно отвечали на вопросы, а "теоретики" пытались отделаться. С врачами – то же самое получилось…
Алексей
Результаты наблюдений Алексея
1. Быков Дмитрий Васильевич – ректор Моск. Инст. Электроники и математики
Определение.
Управление – это правильно выстроенная система взаимоотношений между людьми
Концепция управления.
Принципы:
Открытость (все на виду)
Доброжелательность
Коллективное обсуждение
"Хвалить при всех, ругать – один на один"
Не загонять человека в угол
"Прошу, но не приказываю"
Контроль (к такой-то дате сделать то-то)
"Рыба гниет с головы"- с других требую только то, как сам живу
Сравнение управления и менеджмента.
Менеджмент = управление
Примечание.
Нет
2. Хозов Валерий Федорович – ректор Моск. Социально-Эконом. Университета
Определение.
Управление – это организация процесса
Концепция управления.
Принципы:
Идеальных сотрудников не бывает. Для себя нужно определить минимальный порог после которого с человеком расстаются
2. "Пирамида" управления направлена вершиной вниз, т.е. Не я главны, а все подо мной низшие, а наоборот
3. Обязательная связь размера оплаты и результатов работы. Если нужно продвинуть какое-то направление, которое плохо идет, нужно увеличить %
Сравнение управления и менеджмента.
Менеджмент = управление
Примечание.
Нет
3. Кудюкин Павел Михайлович – руководитель отдела Государственного управления Высшей Школы Экономики
Определение.
Управление- способ достижения цели субъектом управления путем управляющих воздействий на объект управления
Концепция управления.
Существует несколько видов управления:
1.управление по целям – "цель любой ценой", пример – коммунистические стройки,
2.управление по ресурсам – госпредприятиях, где цель – "освоить средства", а средств ровно столько и не больше
3. Не помню точно название, что-то типа "управление по задачам" – управление на коммерческих предприятиях
Принципы:
В любом управлении есть цель. Для сплочения коллектива нужна общая идеология. Если ее нет и затруднительно создать самому, нужно пригласить внешних управляющих (команду), которая поможет ее создать (вместе с управленцами фирмы)
Сравнение управления и менеджмента.
Нет
Примечание.
У него есть своя теория управления
Менеджмент – "техническая" часть управления. Подробнее ответить затруднился
К сожалению я случайно стер запись с диктофона и все это вспоминаю через месяц – многое уже забыл
На вопрос "осуществляется ли управление в ВШЭ по этой теории" ответил, что с этим "большие проблемы"
4. Богданов Вячеслав Михайлович – Начальник технического отдела Московского зоопарка
Определение.
Управление – это координация действий исполнительных механизмов
Концепция управления.
Принципы:
- "полное покрытие" – чтобы не оставалось "белых пятен", т.е. области, за которые никто не отвечает
- постановка задачи подчиненному и обязательный контроль выполнения
- подбор людей (отсев тех, кто не подходит)
- ключевые решения принимает руководитель. что такое ключевые решения и как определить ключевое оно или нет, не ответил, но привел пример: зоопарк построил слоновник в 10 раз дороже, чем мог бы. Неправильно был выбран материал строительства – бетонные стены в полметра толщиной. Решение о выборе технологии строительства – ключевое
- контроль по принципу "черного ящика" – известно что на входе, известно что должно получиться на выходе. Это и контролируешь. А что внутри – дело специалистов.
Сравнение управления и менеджмента.
Менеджмент = управление
Примечание.
Нет
5. Филимонов Алексей – предприниматель, директор небольшой фирмы
Определение.
Управление – процесс организации движения в нужном направлении, контроль в определенных точках
Концепция управления.
Нет
Сравнение управления и менеджмента.
Менеджмент = управление
Примечание.
Нет
6. Александр Бут – американский бизнесмен (русский), директор турфирмы Imperial Travel, USA
Определение.
Управление – это то, что остается в графе "ИТОГО" после подведения черты. Если "+" – управление правильное, "-" нет
Концепция управления.
Нет
Сравнение управления и менеджмента.
Нет
Примечание.
Нет
7. Андрей – Директор российского представительства Steveco OY – финской экспедиторской фирмы
Определение.
Управление – это полный порядок, полная открытость, полная ясность
Концепция управления.
Принципы:
- абсолютная порядочность
- "надо делиться" – делегирование полномочий и ответственности в определенных рамках
- упразднение длинных и запутанных связей
Сравнение управления и менеджмента.
Нет
Примечание.
Нет
8. Поршнев Анатолий Георгиевич – ректор Российского Государственного Университета управления
Определение.
Управление – это совместная деятельность группы разумных людей
Концепция управления.
Нет
Сравнение управления и менеджмента.
Нет
Примечание.
Посылал открыть учебник, посылал "приходить к ним учиться", говорил, что занимается практическим управлением, и определения дать не может – это он позже мне его дал, когда он начал немного выходить из себя, а я сказал, что не уйду из кабинета, пока не получу ответ:) Дальнейшие вопросы были бессмысленны – он хотел, чтобы я ушел (и, видимо, никогда больше не приходил со своими вопросами)
9. Рафик – Директор "сантехнической" фирмы. Точно не знаю
Определение.
Нет
Концепция управления.
Принципы:
- Подбор кадров. На вопрос как? Ответил: проверкой в сложных ситуациях, пользуется интуицией жены, предпочитает подбирать сотрудников из родственников.
- руководитель должен разбираться в деталях работы своих сотрудников, чтобы они "не вешали лапшу на уши"
- предательство никогда не прощается
- проверять, проверять, проверять
Сравнение управления и менеджмента.
Нет
Примечание.
Нет
10. Lina Langer – руководитель проекта Евросоюза в России "обучению здоровью в школах РФ"
Определение.
Нет
Концепция управления.
Принципы:
- ясное представление о результате (чего хочешь достичь)
- не позволять никому себя останавливать
Сравнение управления и менеджмента.
Нет
Примечание.
Общение было на английском, поэтому о разнице между управлением и менеджментом спросить было невозможно – в английском это одно слово
11. Липсиц Игорь Владимирович – начальник кафедры "экономика фирмы"
пытался познакомиться и получить ответ по e-mail. Привожу ответ в примечании
Определение.
Нет
Концепция управления.
Нет
Сравнение управления и менеджмента.
Нет
Примечание.
Алексей!
К сожалению, с этими вопросами помочь вам не смогу. Слишком уж они общие и ответы на них имеются в ЛЮБОМ учебнике. Не вижу смысла тратить на это свое и Ваше время.
Общая теория управления – не мой профиль. Обратитесь на фак-т менеджмента. Хотя если вопросы будут так поставлены, думаю Вам и там могут не ответить.
12. Шевчук Андрей Вячеславович – должности не знаю. научный руководитель дипломного проекта студента высшей школы экономики "Современные организации – структуры и модели управления"
Определение.
Нет
Концепция управления.
Нет
Сравнение управления и менеджмента.
Нет
Примечание.
Дорогой Алексей!
Мне кажется, что самый лучший способ найти ответы на Ваши вопросы – записаться на цикл семинаров, которые мы ведем для топ-менеджеров
российских компаний. Эти семинары построены по проблемному принципу, то есть берется конкретная проблема управления фирмой и на семинаре ее обсуждают несколько специалистов: по финансам, по стратегическому менеджменту, по маркетингу, по управлению персоналом. Подробно тему Вы найдете по адресу:
http://mba.hse.ru/Teaching/exec_mba.htm.
Двухдневный семинар стоит 550 долл. и с ноября начнется новый поток (в старом потоке практически нет мест, так как слушатели – в основном гендиректора фирм – занятия не пропускают, а численность группы у нас ограничена размером зала на 50 мест).
Мне кажется, что для Вас это самый эффективный способ получить комплексный ответ на свои вопросы.
Желаю успехов!
Вот так. Ясен смысл ответов или не очень. Давайте мы с вами бегло пройдемся по определениям и зададим к каждому из них по вопросу для прояснения смысла ответов. Начнем с респондента №1 и закончим респондентом №12.
1. А «правильно выстроенная система взаимоотношений» – это какая система и для чего?
2. Управление – это организация. А организация тогда что?
3. У Павла Михайловича наличие смысла уже присутствует, недаром Алексей говорит, что у него есть своя теория, знать Павел Михайлович – человек думающий. Но все равно вопросы есть и не мало. Но мы договорились, что будет только один вопрос. А вопрос такой: «Управление – это способ» А способ тогда – это что?
4. ??? Но вопрос все-таки будет: А в этом определении люди – это тоже «исполнительные механизмы»?
5. А организация движения (Кого? Чего?) – это что и до каких пор будет длиться это движение в нужном (Кому?) направлении?
6. Итог – это то, что получается в результате каких-то действий, то бишь – это некая статичная величина на оси времени. Вопрос: Управление – это процесс все-таки, или результат?
7. А порядок тогда – это что?
8. А «совместная деятельность» для чего и как долго она может или должны длиться?
9. На нет один вопрос: А почему нет, ведь определение – это общий смысл того, чем Вы занимаетесь каждый день? Общий «смысл» изложен респондентом в принципах, но мы договорились, что вопросы будут только к определению.
10, 11 и 12. Аналогично с респондентом №9.
И в заключение повторяю свое предложение. Прочтите еще раз все эти три рассылки, поразмышляйте над ответами всех респондентов и сделайте свои выводы. Если кто захочет поделиться со мной своими выводами – буду рад. Пишите.
Следующая рассылка будет итоговая, как я и обещал в предыдущей, если, конечно, не возникнет необходимость в выпуске «экстренной» рассылки.
До встречи.
В.А. Симонян corrector@karelia.ru