[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]
  • 27Окт

    ЭКСПЕРИМЕНТ НОМЕР ОДИН.

    Результаты наблюдений

    Здравствуйте, мои уважаемые читатели. Я пять с вами в «новом» своем качестве после двухнедельного перерыва.

    Почему слово новое я поставил в кавычки? Дело в том, что я с 20 октября оставил пост генерального директора и теперь нигде не работаю и работать в этом смысле не собираюсь. Те из вас, кто посвящен в этот маневр, в том числе и Юрий Мороз, спрашивали меня по смыслу следующее: «Чем же ты теперь будешь заниматься?».

    Со всей откровенностью :) отвечаю. Буду достигать без помех названные мною цели в рассылке от 28.09.03 «Что такое КТУ, зачем она нужна и нужна ли вообще?».

    Я и так достигал те цели, которые объявил в указанной рассылке, только теперь я буду делать это более эффективно. Потому и поставил слово «новое» в кавычки. Все управленческие решения по совершению маневра выхода в новое качество приняты и управляющие воздействия завершены.

    Среди всех объявленных мною целей особый акцент я теперь буду делать на целях оказания помощи предпринимателям в устранении их конкретных проблем, связанных с их делом. Обычно такую помощь называют консалтингом. Однако это не будет устранение каких-то отдельных проблем, а будет полная модернизация предприятий со строительством соответствующих систем управления, с последующей отработкой управления до получения запланированного эффекта. Теперь у меня для этого время есть. :) Так что я полностью к вашим услугам.

    Итак, на чем мы остановились? Мы все еще находимся в стадии проведения эксперимента №1. В процессе его проведения я выпустил несколько рассылок, в которых особый акцент делал на смысле этого эксперимента. И делал это на основании писем читателей, которые его или потеряли, или же несколько затушевывали, что тоже не есть хорошо.

    Прежде чем я познакомлю вас с некоторыми результатами этого эксперимента, я позволю себе напомнить вам указанный смысл.

    Так вот, смысл этого эксперимента состоит в том, чтобы на личном опыте убедиться, почти каждый из опрашиваемых представителей академического образования, а также практики от менеджмента и управления понимают под словами «Менеджмент» и «Управление» нечто разное, вплоть до противопоставления этих понятий. В том, что все указанные респонденты отрицают наличие универсальной теории управления, с помощью которой можно было бы существенно улучшить качество управления любым объектом.

    Смысл этого эксперимента состоит также в том, чтобы на личном опыте в своем сознании каждый участник эксперимента смог ниспровергнуть авторитеты и убедиться, что «предания» в указанных областях в большинстве своем или ложны, или очень неконструктивны.

    И, наконец, смысл в том, чтобы начать думать самостоятельно и перестать полагаться на авторитеты, как в этих областях человеческой деятельности, так и в любых других.

    А для этого участнику эксперимента нужно широкое сравнение разных точек зрения и уровней понимания во всех указанных областях.

    Структура отчетов по результатам экспериментов будет следующая:

    №п/п; Должность (фирма); Определения управления и/или менеджмента; Концепция этих понятий; Примечание (дается Татьяной). Но по этой структуре присланы только одни наблюдения и анализ. Все остальные в произвольной форме и я их буду давать такими, какими их получил я и с теми ответами, которые уже были. Если нужно будет что добавить уже сейчас, то я вас об этом предупрею (куда делось русское слово, а? L) И еще, СУ – это субъект управления, а ОУ – это объект управления, У – управление, а М – менеджмент.

    Первыми – наблюдения от Татьяны Нестеренко.

    Здравствуйте, Валерий Арцрунович.

    Посылаю отчет (таблица+анализ). Если есть замечания, пишите, устраним -)

    Таблица по эксперименту. Опрос практиков.

    1. Нестеренко Т.Д.

    Определение. Воздействие (прямое или опосредованное) на объект для достижения поставленных целей

    Концепция. -определение цели и способов ее достижения,

    - анализ и прогноз среды, ОУ и других СУ

    - разработка и внедрение механизма управления (системы),

    - осуществление управления и введение ОУ в режим самоуправления (мотивация, контроль и ответственность)

    - учет и анализ результатов управления

    - решения по итогам анализа.

    Примечание. На моих определениях уже сильный отпечаток рассылок «Менеджмент…», и ДОТУ.

    Явная дыра в понимании «разработка и внедрение системы управления». Чтобы создать образ системы, надо определиться с ее задачами и как она будет их решать.

    2 Евгений Н. Директор фирмы (образование – прикладная математика)

    Определение. Воздействие на систему с целью перевода в желаемое состояние.

    Концепция. планирование, постановка задач, контроль, анализ, корректировка.

    У. людьми – кнут и пряник.

    Примечание. Образ-цель создается из ничего, оценивается ее достижимость, очерчивается область путей достижения. Это НАД (вне) управлением. У. начинается при принятии решения о воплощении образа в реальность и действий по воплощению.

    3. Аноним. Замминистра.

    Определение. Организация работы системы, выполнение задач 2 типов: организации и персональных. У. зависит от 1)профессионализма лидера. 2)человеческих качеств лидера

    Концепция. Принципы: 1) единства целей организации, управленца, сотрудников.

    2) Открытость, информирование сотрудников 3)Работа на опережение 4)Мотивация

    5) Ответственность 6)учет и контроль 7)Дать каждому свободу быть управленцем на своем месте

    8) учет среды

    Примечание. Много внимания задаче самоуправления.

    Менеджмент – то же самое, НО более современное понимание У., новые знания, учет современной ситуации. Управленец – негативный оттенок от СССР, бюрократ.

    Отличие У. от М. Также в том, что У. применимо к любой области жизни, а М. – только к бизнесу, экономике, организациям.

    4. Женя, начальник отдела крупной компании.

    Определение. У.- деятельность, направленная на выживание и развитие организации.

    М.- руководство людьми и управление процессами, функциями

    Концепция. Суть руководства – приказы, контроль, поощрение и наказание и пр.

    Суть У. – развитие структуры организации/подразделения (структуры, процессы, процедуры, персонал)

    Примечание. Главное в У. – цель. Позже дала определение: У.- действия, направленные на достижение желаемой цели.

    2 ОУ – бизнесс-процесс и организация.

    У. возможно без участия человека, а руководство – нет.

    5. Юлия С., экономист, менеджер среднего звена.

    Определение. Повторяющийся цикл, состоящий из постановки цели – планирования – выполнения – контроля и анализа – последующей корректировки.
    (В остальных графах в таблице пропуски. ВАС)

    6. Эльза Б., Менеджер среднего звена, фин.отдел

    Определение. Целенаправленные действия для достижения какой-то цели

    Концепция. (Отсутствует. ВАС)

    Примечание. Слово «Управленец» несет неярко выраженный негативный оттенок, его хочется применять к людям старой закалки, людям, действующим по советским стандартам.

    «Менеджер» можно применить почти ко всем ступеням иерархии, то Управленец – это непременно средний и высший руководящий состав.

    7. Светлана Х., экономист-международник. Должность – начальник управления корпоративных прав и аудита.

    Определение. (Отсутствует. ВАС)

    Концепция. management у НИХ и управление у НАС – это две больших разницы.
    У нас это – цепочка, которую описала Юля, правда с отсутствующими звеньями – это либо отсутствие планирования, "подстраивание" под рынок, либо "никакое" выполнение и т.д.
    Примечание.
    (Отсутствует. ВАС)

    8. Федор. (Вот так просто, Федор и всё. :) ВАС) Определение и примечание отсутствуют

    Концепция. Постановка задачи, набор допустимых методов управления (в армии – один набор методов, в дет. садике другой), грамотной анализ промежуточных результатов, и т.д…

    9. Максим П. Финансовый директор крупного холдинга.

    Определение. У. – руководство кем либо или чем либо.

    М.- комплекс мер по управлению производством и сбытом с целью получения прибыли

    Концепция. Суть У. – разная в зависимости от сферы управления.

    Суть М. – строгая координация отдельных элементов компании, т.е. координировать и направлять.

    Примечание. Отличиия У. от М. – У. приложимо ко всем сферам, а М. – только к бизнесу.

    10. Менеджмент-консультант, Наталья К.

    Определение. Вдохновлять и обслуживать сотрудников отдела – создавать им условия для продуктивной и просто приятной работы… путем помощи им в планировании своего рабочего времени (или обучения этому), создания правильной системы стимулирования, интеграции отдела в компанию – координация и сопоставление интересов …
    Для кого-то управлять – это значит контролировать и планировать деятельность своих сотрудников.

    Концепция. (Отсутствует. ВАС)

    Примечание. Термин "менеджер" так себя дискредитировал за последние 3-5 лет (все кругом менеджеры – менеджеры по продажам, менеджеры по уборке офисов, менеджеры по распространению косметики…), что многие компании избегают использовать этот термин.

    Считает, что определений У. и М. много и это правильно.

    11. Директор журнала.

    Определение и концепция полностью отсутствуют в том смысле, что указанный директор их не дал. ВАС

    Примечание. В бизнес-кругах предпочитают говорить "топы" (от топ-менеджер) вместо "директора". По-моему, это следствие двух процессов: 1 – отрицание совкового прошлого со всей присущей ему атрибутикой; 2 – глобализация, которая включает экспансию английского языка и соответствующей терминологии.

    Анализ результатов.

    Опрошено 10 человек, практиков от управления. Из них 3 в личной беседе, остальные в форуме и по переписке. В таблице результаты рассортированы по мере убывания от выполнения таких критериев:

    - должно быть определение и основные принципы (на 11 месте в ответе нет ни 1, ни 2);

    - в определении должно быть понятие цели (в 10 ответе этого нет, в 9 – ом – целью являются прибыль)

    - должно быть понимание объекта управления,

    - д.б. понимание системы управления (посредника между СУ и ОУ).

    - полнота всех этапов процесса управления.

    Примечание. Особенность опроса в форуме предопредила схожесть некоторых ответов, т.к. авторы ориентировались друг на друга. На мое личное определение повлияло чтение ДОТУ и рассылок Симоняна.

    В целом понимание У. очень разное, начиная от отсутствия видения цели или объекта в этом процессе, допущения управления без участия человека (4 респондент), сведения управления только к управлению людьми, управление как непосредственные действия СУ по отношению к ОУ.

    Разница между У. и М. – часть ответивших не признают этой разницы или не могут ее сформулировать (значит, не понимают). Те, кто обозначил разницу считают, что У. более широкое понятие в плане употребления этого слова (У. машиной, страной, фирмой и пр.), а М. применим в области бизнеса. Также несколько человек отметили «совковый» оттенок при восприятии слова «управление, управленец». Как сказал 9 респондент (фин. директор холдинга), управление в СССР было единообразным в силу единообразия «бизнес»-среды (крупные предприятия, схожая система организации, не было проблемы сбыта), а на Западе разнообразие и динамичность бизнес-среды породили множество менеджментов (теорий и моделей).

    Большинство опрошенных считают нормальным разнобой в понимании управленцами сути и определения У. Считают, это чисто теоретическая проблема, к практике не относящаяся.

    В принципе, поскольку у меня образование МВА и есть опыт работы в сфере управления, а также тесного общения с топ-менеджерами в сфере бизнеса и гос. управления, результаты опроса практиков подтвердили мои прежние наблюдения и выводы. Вот они:

    1) Теоретики в вузах преподают разные модели менеджмента, которые между собой не связаны. У каждой модели свои термины, узкая область приложения. Нас так и учили, мол, изучайте разные модели, а потом какие то элементы будете при подходящих условиях использовать и комбинировать. А способность правильно использовать и комбинировать разрозненные элементы – этому нельзя научить, это и есть талант лидера, плюс опыт – самообучения путем проб и ошибок. Вроде как студентам дают набор элементов конструктора, а что из этого строить – сами учитесь. Личные ощущения – каша в голове, и дело было не в моей голове. -)

    2) В реальной работе столкнулась с тем, что почти ничего из теории не вяжется с практикой. Пришлось все забыть и учиться заново.

    3) Практики, с которыми работала, иногда интуитивно понимали, как делать – но объяснить не могли. Многие просто работали по схеме, которую освоили и не задумывались для чего и почему. И если вдруг условия работы менялись, то переучить сотрудника было очень сложно. На моих глазах развалился банк, куда пришел руководитель и принес схемы работы с прежнего места работы и стал их жестко вводить без учета ситуации.

    4) о единой теории управления за время учебы, работы и самообразования услышала впервые в КТУ и ДОТУ.

    Я еще просмотрела учебники по менеджменту, полазила в сети в поисках новых теорий, и даже прочитала книгу «Бизнес в стиле фанк» (кому интересно, скачать можно тут http://www.arm-group.ru/talks/articlestop7/misc/books/1/). Выводы выше. Основные определения из разных теорий:

    менеджмент – это процесс управления ресурсами и людьми в процессе деятельности организации;

    менеджмент – это деятельность, направленная на эффективное управление в организации

    менеджмент – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для постановки и достижения целей организации;

    менеджмент – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в ходе любой деятельности организации, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма управления.

    управление – это способность направлять людей на достижение целей.

    "Управление» – трехэтапная процедура (анализ, создание/корректировка модели, регулирование ).

    Скажу несколько слов для тех, кто не начал проводить эксперимент и считает это ненужной тратой времени. В принципе, для людей, имеющих хорошее образование в этой области (ВУЗ, самообразование, тренинги) и разносторонний опыт практического управления – это менее актуально, они имеют свои личные наблюдения и знают состояние дел в теории и практике управления. Для тех же, кто лично не общался и не видел изнутри, как и кто управляют крупными компаниями, министерствами, преподают в вузах теории управления/менеджмента – такой опрос будет очень полезен.

    Кроме познавательной пользы, проведение опроса – это управление на практике: есть цель, надо ее разбить на подцели, придумать план достижения, оценить обстановку и свои возможности, выбрать способ мотивировать респондентов отвечать на вопросы (я проводила под видом интервью для статьи, заказ на статью получила по ходу опроса), оказать управляющее воздействие, и т.д. Грубо говоря, если Вы подписаны на кулинарную рассылку – надо идти после прочтения и готовить, а не раздумывать и критиковать после прочтения.

    Всего доброго,

    Татьяна Нестеренко.

    Вот так, предельно просто, нужно идти и готовить каждому своё блюдо. Кому пирог, кому дом, а кому и систему управления. :)

    Я не буду сейчас давать свои выводы, замечания и прочие ремарки, но скажу только несколько слов по поводу слово «Концепция», которое применено в наблюдениях. Сегодня нужно это или нет, но все стремятся это слово применять и оно стало носить само по себе такой широкий смысл, что он просто потерялся. Каждый под этим словом понимает свое или ничего не понимает. Не верите? Проверьте и вы в этом убедитесь.

    Я же перевожу это слово на русский язык из множества его смыслов, данных в словарях, как ЗАМЫСЕЛ. Если это слово применить к управлению, как процессу, то концепция (замысел) управления всегда будет индивидуальна и будет зависеть от целей управления, самого объекта управления, внешней среды и иерархически высшего по отношению к нему управления.

    Когда Вы услышите от кого бы то ни было это слово или прочтете его в той или иной работе, то замените это слово на «Замысел» и вам многое станет понятным. :) ВАС.

    И еще. Татьяна в этих наблюдениях вообще не «дошла» до «академиков» от управления и менеджмента. Может быть она и присылала мне и эти наблюдения, но я их не получал. Так или иначе, но очень жаль, что ни у кого таких свежих наблюдений ныне нет. А без них результаты экспериментов будут не достоверными, а, следовательно, останутся сомнения. Правда, они останутся у тех, кто или с «академиками» не сталкивался или уже успел об их курсах забыть. А так же у тех, кто сейчас просто наблюдает над событиями в этой рассылке. У Татьяны, к примеру, сомнений уже нет. :)

    Следующее письмо.

    Здравствуйте,Валерий Арцрунович.

    Пишет вам Станислав.
    Хочу поделиться с вами результатами опроса.

    Я задал вопрос сразу 20 ти руководителям разного ранга. Возник спор минут на 30 после чего, пришли к такому определению:
    "Управление – это действия направленные на приведение объекта к определенной цели" (пропускаю огромное количество промежуточных определений и уточнений)

    От менеджмента отличаеться только тем, что "менеджмент" это английское слово
    обозначающее тоже самое – управление.

    Самое большое затруднение возникло, когда я спросил, а к какой цели вы ведете свои обьекты. Точных целей не услышал, руководители одних и тех же подрозделений говорили порой деаметрально противоположное.

    О своих целях. Мне интересно изучить, понять ту теорию управления о которой говорите Вы. В настоящий момент я работаю над перестройкой системы управления на одном крупном заводе в г. Киеве. Хочу предложить вынести на страницы описание тех ситуаций проблем с которыми я сталкиваюсь на заводе. Цель которую я при этом преследую проста, используя интелектуальный потенциал читателей рассылки и Ваш :) ), более качественно сделать свою работу, вторая на реальном рабочем материале посмотреть (Обучиться), теории управления о которой говорите вы. Думаю, что всем участникам рассылки это будет также интересно и полезно.

    С уважением, Станислав.
    pl@plg.kiev.ua

    Скажите, Станислав, Вы какую цель преследовали, проводя этот мозговой штурм, а? А какие цели были у самого эксперимента? Смысл его в чем состоял? Смысл его заключался в пользе для Вас лично, в том, чтобы Вы осознали, как все у нас в этой области запущено. И что теперь Вы лично будете делать с этим мозговым штурмом, который, по сути дела, ничем не завершился? Про цели «прокукарекали», а что это такое и что теперь с этим определением делать – никто не знает. Это первое.

    Теперь о Вашей серии областей целей, ибо конкретных целей у Вас нет. Что касается «изучения» Вами теории, о которой я говорю, то я этим не занимаюсь. Это, пожалуйста, к академикам от образования.

    Я помогаю человеку освоить через теорию практику управления в своей жизни и в том числе и в своем деле. Если Вы будете осваивать токарное дело в классе, Вы станете мастером в токарном деле? Ничуть не бывало. Точно так же и в нашем случае. Это второе.

    Третье. «Перестройку» системы управления, «используя интеллектуальный потенциал читателей рассылки» невозможно! Невозможно по одной простой причине: Как Вы будете отделять «зерна от плевел» среди всех возможных предложений? Относительно чего? Кто будет отвечать за все эти реформы, которые Вы собираетесь вести таким методом?

    Вот Вы говорите, что «перестраиваете» систему управления крупным предприятием, следовательно, она у вас плохая. Скажите, а хорошая – это какая? В чем заключается предназначение системы управления, из которого со всей очевидностью должно быть понятно, что и как нужно будет делать, чтобы система управления была хорошей?

    Четвертое. Как и на каких условиях происходит и будет происходить освоение КТУ я уже сказал. Что Вас конкретно в этих условиях не устраивает? В них, как раз, есть и личная жизнь и личное дело. :) .

    Пятое и последнее. Перечитайте, пожалуйста, пятый абзац этой рассылки. Там Вы найдете ответ, как достичь тех областей целей, которые Вы замыслили, когда писали это письмо. Опять же, что Вас не устраивает.

    Ответьте, пожалуйста, себе самому на все мои вопросы и о своих решениях и конкретных целях пишите. Можете написать и о конкретной проблеме (проблемах), если Вы их осознали. Будут конкретные предложения – будут и конкретные и решения, и действия.

    Всего доброго.

    ВАС

    На этом я, пожалуй, эту рассылку прерву, а результаты экспериментов и просто наблюдения, вызванные, как моими рассылками, так и ограниченным проведением эксперимента, я продолжу в следующей рассылке. А вы пока проанализируйте наблюдения и выводы Татьяны. Может быть у вас останутся сомнения. Так в чем же дело, проверьте их: проведите собственные исследования, глядишь и сомнения исчезнут и к делу потянет. :)

    Удачи вам в ваших хороших делах.

    В.А. Симонян corrector@karelia.ru

    В.А. Симонян

    Автор admin в 19:02

    Метки:

Ваш ответ

Внимание: Все комментарии модерируются, и это может вызвать задержку их публикации. Отправлять комментарий заново не требуется.

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive] [an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]