С чего начинается искусство управления.
Ликбез. Урок седьмой.
"Говорить себе правду о себе самом"
Здравствуйте, друзья. Извините меня за то, что я вас надолго оставил, исправляюсь.
Дело в том, что у меня в январе родилась первая внучка и, так уж получилось, что все заботы о внучке и дочке в первое время легли на мои плечи. И мне, поверьте, в то время было не до рассылок и ответов на письма. Приоритеты целей однако. Вот и завтра я опять еду к ним. Но думаю, что тех, кого намерение жить по правде не оставило, со мною переписку возобновят.
Ну, а после выхода этой рассылки, я уроки по управлению – продолжу. Только не обещаю, что они будут частыми.
Итак, на чем мы остановились? А мы остановились на том, что человеком – "ёжиком" невозможно перестать быть, если не начать жить по правде.
В предыдущей рассылке я вам сказал, что правда – это не одиночный акт, сказал, мол, себе правду, и баста, царствуй лежа на боку. Жить по правде – это непрерывный процесс, который включает в себя по мере мировоззренческого роста человека пять ступеней говорения правды. Цитирую:
Нужно начать говорить себе правду прямо сейчас и никогда не переставать делать это. Изначально сказать себе правду о себе самом – первая ступенька лестницы, ведущей по "перпендикуляру вверх", о котором я рассказывал вам в моих рассылках. Всего же таких ступенек – пять:
1. Для начала нужно говорить правду себе о себе.
2. Потом правду себе о другом.
3. Затем правду о себе другому.
4. Потом правду другому о нем самом.
5. Наконец, говорить правду всем обо всем.
Это Пять Уровней Говорения Правды.
Это пятиступенчатый путь к свободе.
Только Истина действительно делает людей свободными.
Если, дорогие друзья, вы действительно хотите стать свободными, выбираете это, то вот вам путь и критерии к этой свободе в реализации наивысшей версии вас самих, какими вы можете стать, исходя из того, кто вы есть ныне.
После выхода предыдущей рассылки я получил много писем, в некоторых из которых было прямое обвинение меня в том, что, мол, этого мало, нужно еще и объяснить, как это – говорить себе правду? L Грустная улыбка.
Объяснить, конечно, можно, но… Но после того, как человек исчерпал себя. После того, как он всё для него возможное сделал, чтобы раскрыть для себя этот вопрос. В противном случае будет так же, как и всегда: прочел потребитель информацию, "вздрогнул", образно говоря, и благополучно забыл её, как и любую предыдущую.
Только ту информацию человек не забывает, которая напрямую касается его цели – цели, которую человек непременно решил достичь. Такому человеку помочь – одно удовольствие. Имейте это в виду.
Однако вопрос относительно правды, как таковой, один из самых сложных, ибо он касается самой сокровенной глубины каждого человека. И далеко не каждый, даже если он и хочет разобраться в этом вопросе, сможет это сделать на самом деле.
А потому, идя навстречу "труждающимся", а также по совету моего друга Сергея Романюка, я решил рассылку о правде выпустить. Как говорит Сергей, мол, положи на полку, кому нужно – возьмет. Кому нужно – берите.
Нет такого человека на Земле, который бы не слышал о правде, как таковой, не добивался бы от других правды, не так ли? Однако когда просишь человека объяснить, что он под этим словом понимает, у подавляющего большинства из них, которым лично я задавал такой вопрос, наступает буквально ступор.
Более того, редко кто из них по прошествии времени сам себе отвечал на этот вопрос. Мне приходилось почти всем так или иначе в этом помогать.
Ну, а те, кто сам добирался до ответа на этот вопрос, с чего начинали? Правильно, конечно, с толковых словарей, а с чего же еще? Вот и мы с вами начнем с этого же. Обратимся к общепризнанным авторитетам.
Даль.
ПРАВДА – истина на деле, истина во образе, во благе.
Ожегов.
ПРАВДА – то, что существует в действительности, соответствует реальному положению вещей.
Ушаков.
ПРАВДА – то, что соответствует действительности, что есть на самом деле, истина, идеал поведения, заключающийся в соответствии поступков требованиям морали, долга, в правильном понимании и выполнении этических принципов.
Понятно? Как по этим трактовкам человек, решивший сказать себе правду о себе самом, сможет это сделать? Совершенно не ясно. Но раз эти уважаемые люди, так много сделавшие для правильного понимания слов русского языка, говорят, что правда – это истина и/или действительность, то пойдем дальше, посмотрим у них же толкование слова "истина".
Даль.
ИСТИНА – противоположность лжи; все, что верно, подлинно, точно, справедливо, что есть [все что есть, то истина, не одно ль и то же есть и естина, истина]; ныне слову этому отвечает и правда, хотя вернее будет понимать под словом правда: правдивость, справедливость, правосудие, правота. Истина от земли, достояние разума человека, а правда с небес, дар благостыни. Истина относится к уму и разуму; а добро или благо к любви, нраву и воле.
Ожегов
ИСТИНА – то же, что правда. В философии: адекватное отображение в сознании воспринимающего того, что существует объективно.
Ушаков.
- Идеал познания, заключающийся в совпадении мыслимого с действительностью, в правильном понимании, знании объективной действительности (книжн.). Стремление к истине лежит в основе научных исканий.
- То, что есть в действительности, соответствует действительности, правда. Скрывать истину. Ручаться за истину сообщения. Соответствовать истине. Голая истина.
Если кратко изложить суть этих определений, то истина – это правда, то, что есть в действительности. А правда – это истина. Круг замкнулся. Хотя каждый из вас, если внимательно прислушается к самому себе, интуитивно скажет, что правда – это не есть истина. В чем-то подобие есть, но это не абсолютные синонимы, это далеко не одно и то же!
На этом этапе наших исследований ясно вам, друзья, что каждому из вас и как нужно действовать, чтобы постоянно говорить себе правду о себе самом и жить этим? Ох, сомневаюсь. Что же делать? А что делать – идти дальше.
Истина – это то, что есть на самом деле, независимо от того, как тот или иной человек или даже всё человечество в целом существующее положение вещей понимают и трактуют. Истина независима от любого человека и всех людей вместе и существует сама по себе. Любой же человек или любое сообщество людей могут лишь в той или иной мере к ней приближаться и никогда в полной мере её, Истины, достичь не смогут, ибо нет предела совершенству.
Правда же напрямую относится к каждому человеку, равно как и к любому сообществу людей.
Логично? Вполне. Более того, прислушайтесь каждый к самому себе, есть ли в вас внутреннее сопротивление этим определениям? Вот видите. Следовательно, можно идти дальше.
Зададимся вопросом, почему же столь большие авторитеты, такие выдающиеся люди в этих фундаментальных вопросах ходили, образно говоря, по кругу?
Примечание. Кто этого "круга" не видит, можете и дальше посмотреть по их словарям значения слов, которые они применили для раскрытия смысла слов "правда" и "истина", а также их антонимов. Не один круг вам придется пройти, а несколько, но вы всё равно вернетесь в исходную точку.
А потому они ходили по кругу, что в их определениях нет места Богу. Нет той "базы", относительно которой можно было бы всё соизмерять. Потому определения всех этих весьма достойных людей столь разнятся между собою и весьма неопределенны. Из них здравомыслящему человеку не ясно, как жить по правде и как в т.ч. сказать себе правду о себе самом (первая ступенька из пяти).
Посмотрите еще раз на трактовку слова "правда" у этих знатоков своего дела.
У Даля вообще "уравнение" с двумя неизвестными и его вторая формулировка по слову истины определенности не добавляет.
У Ожегова. То, что существует в действительности, само по себе никакого отношения к правде или кривде человека не имеет, оно просто есть. Так вообще нельзя говорить, не беря в формулировку самого человека.
Кроме этого, правда человека – это не обязательно то, "что существует в действительности", не так ли? Конечно, ибо человек – существо творческое и оперирует своими субъективными образами, как по прошлым, так и по будущим событиям, которых в действительности в точности не было и может не быть вообще, тогда как правде во всем этом место есть.
У Ушакова – не лучше, если не хуже. При чем тут мораль, долг и этические принципы? Можно всего этого придерживаться и не быть правдивым? Можно. Интуитивно чувствуете, что можно.
И если не брать в "расчет" Бога, то что есть Истина? Пол тысячи лет назад по "истине", тогда царящей, Земля была центром вселенной и т.д. и т.п. А теперь?
А теперь наука, занимающаяся как микромиром, так и макромиром в поисках истины пришли к полной неопределенности – нет пределов ни там, ни тут: вещество, как таковое исчезает, переливаясь в разные виды энергий, пределов которой никто даже вообразить себе не может! И макромир бесконечен, и оказывается совсем не однороден. И какое место во всем этом тогда занимает человек? И что тогда Истина? L
А если исходить из Бога? Тогда все кардинальным образом меняется и становится на место.
Вся Истина, как и вся Правда – в Боге. И любой человек, каким бы он мудрым и просветленным не был – всегда будет субъективным. Всегда его взгляд на то, что существует в действительности, – будет не полным, искаженным. Потому Иисус Христос и говорил, что все люди грешны и даже ангелы имеют недостатки, един свят – только Господь.
Далее. Чтобы идти дальше в этих наших изысканиях, сначала нужно сформулировать, что же мы хотим получить в конце оных?
Наша цель найти определение слову правда, чтобы потом сказать и далее говорить себе правду о себе самом, а также жить по этой правде. В последующем же, когда первая ступенька будет преодолена, перейти на вторую и так далее, вплоть до пятой. Во всяком случае, без такого намерения и начинать не стоит. Какой смысл сказать однажды себе правду о себе самом и тут же о ней забыть?
Другими словами мало сказать себе правду о себе самом, нужно потом еще и действовать по этой правде по указанному намерению. Вот отсюда и будем исходить.
Человек – существо мыслящее, обладающее речью, не так ли? А раз так, тогда любые действия любого человека можно разделить на три этапа: Мышление (чувствование) – Речь – Действия.
Однажды в середине 90-х годов мне, вдруг, открылась часть Истины, которую я назвал принципом МСД (Мысль – Слово – Дело). Как мыслю (чувствую), так и говорю. Как говорю, так и делаю. Как делаю (читай, живу), так и мыслю. А потом я узнал, что этот принцип давно известен человечеству и ему тысячи лет. Например, Заратустра всю свою религию на этом принципе основал.
Можно ли изъять у человека любой из указанных этапов применительно к смыслу правды, который мы ищем? Можно, если пренебречь указанным намерением. И нельзя, если намерение идти по ступеням правды – действует. Другими словами нам нужно в этих наших изысканиях руководствоваться указанным принципом МСД.
Итак, возьмем за базу тезис, что всё, что есть – исходит из Бога и на Нем же замыкается. По христианской теологии Бог есть Святая Троица. А человек, живущий на Земле?
А тоже есть троица, причем по замыслу Творца изначально святая троица: Душа – Разум – Тело. Что означает полную гармонию этих трех человеческих ипостасей. Душа творит, разум осознает творения души, а тело, собственно, и живет, функционирует в гармонии с природой, реализуя творения души, непрестанно самостоятельно восстанавливаясь в своем совершенстве. Что, собственно и есть здоровье.
Предназначение Души – творить образы жизни человека на Земле, чувствовать всю её многогранность, как через тело, которым Душа и живет на Земле, так и через свой Разум, который осмысливает творения души.
Предназначение Разума – осмысливать то, что творит Душа, исполняя свой замысел, с которым она пришла на эту Землю и управлять деяниями Тела.
Предназначение Тела – воплощать творения души, осознанные Разумом, в материальном мире.
Куда направлены вектора устремлений человека по этой совершенной схеме? Естественно вовнутрь себя, а также в мир внешний, в котором тело живет. Причем эти устремления, если речь идет о гармонии, существуют не обособленно друг от друга, а в гармонии друг с другом – по срединному пути жизни совершенного человека.
Если человек сосредоточит почти все свои устремления вовнутрь себя, чисто на духовное свое развитие, то это приведет к пренебрежению всем остальным, в том числе и к истязанию, умерщвлению его тела. Это и есть чистый идеализм, чему в истории тьма примеров. Аскетизм в гармонии тела – вещь другая.
Если человек сосредоточит все свои устремления вовне, в мир материальный, то это приведет его к пренебрежению своей душою, к развитию его тела и его ума. Это будет чистый материализм. Чему тьма тьмущая примеров вокруг нас.
Ну, а если будет гармония между устремлениями человека вовнутрь и вовне себя, то это и будет срединный гармоничный путь, на котором святая троица человека, его Душа – Разум и Тело будут соотноситься друг с другом по принципу тандема. На чем, собственно, и было основано учение Иисуса Христа.
Примечание. О срединном пути мы поговорим как-нибудь позже, когда Вы сочтете это для себя нужным. Или когда я увижу, что время для этого разговора пришло. Да, и зачем говорить об этом тем, кто не имеет намерения идти по ступеням правды? Незачем.
Итак, дабы нам точно знать, что такое правда, рассмотрим по отдельности упомянутые устремления человека, подразумевая конечной целью гармонию его души, разума и тела. Без цели, тем более стратегической, какой смысл во всем этом разговоре? Никакого.
Внутренние устремления человека в целом можно разделить на три направления: 1. На его душу. 2. На его ум. 3. На его тело. Правильно? Конечно.
И вот в отношении каждой ипостаси своей троицы человек может сказать себе правду о себе самом, не так ли? Естественно, имея в виду принцип МСД.
Начинать, естественно, нужно с самого простого, с тела. Что в его представлении у него не так с его телом, по каждой его части? То, что будет записано, чем не цели, дабы эти отклонения устранить?
Потом следует черед уму. Предварительно, конечно, нужно поинтересоваться, дисциплинированный, а потом и совершенный ум – это какой ум? А у меня какой?
Потом, естественно, наступит черед души.
Возьмите внешние устремления человека, в них два направления: 1. По отношению к другим людям. 2. По отношению к природе.
Может человек вести себя по отношению к другим людям и природе, его окружающей, по тому же принципу МСД? Может. Это и будет его Правдой.
И всё-таки, как же человеку нужно жить в самом себе и по отношению к другим людям, а также как ему нужно относиться к природе, чтобы это было ЕГО наивысшей Правдой?
Правда – это искреннее представление человека о чем-либо, то, что он на самом деле чувствует в своей душе и согласно чему он говорит и действует. Как по отношению к самому себе, так и по отношению к другим людям и природе.
А теперь уберите из этой формулировки душу, что получится?
Правда – это искреннее представление человека о чем-либо, то, что он на самом деле чувствует (думает) в себе самом и согласно чему он говорит и действует. Как по отношению к самому себе, так и по отношению к другим людям и природе.
Если человек искренне говорит другим людям, а потом и делает то, что он считает для себя правдой, как он себе то или иное прошлое или будущее событие представляет, то это и есть его правда. Равно как и любое действительное сообщество людей.
Фанатик, который искренне считает, что то, что он говорит и делает – правильно и во благо чему бы то ни было, – правдив или нет? Конечно, правдив. Однако его правда не есть правда любого другого человека. И уж тем более, его правда никакого отношения не имеет к Правде Божьей, к Его Истине.
Поэтому в мирском смысле быть правдивым с самим собою, а также с другими людьми, попросту быть искренним в своих словах и в своих делах.
А быть правдивым в высшем смысле, в смысле праведного человека – быть гармоничным в своей святой троице Души, Разума и Тела и следовать принципу МСД. В таком человеке всё правда, он живет по правде.
Надеюсь, дорогие друзья, теперь у Вас не будет проблемы сказать себе правду о себе самом и поступить по этой правде?
Правда, не легко это будет сделать, а еще труднее будет потом достичь целей этой правды. Но для того и сказано, что правду о себе самом нужно не один раз сказать и успокоиться, а нужно непрестанно это делать, нужно жить этим.
Бог в помощь, друзья, жить вам по правде, следуя принципу МСД.
ВАС